Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Его университет. Игорь Шитарев

23 ноября 2014
Просмотров: 3056
Рейтинг: +3
Голосов: 3

Поделиться:
Его университет. Игорь Шитарев
23 ноября 2014
Рейтинг: +3
Голосов: 3

Просмотров: 3056
Поделиться:

15 ноября должно было исполниться 75 лет выдающемуся человеку – Игорю Леонидовичу Шитареву. Инженер с мировым именем, легендарный моторостроитель, элита мирового технического сообщества… Со студенческой скамьи и практически до последних дней его жизнь была связана с Куйбышевским авиационным институтом – Самарским государственным аэрокосмическим университетом. Будто бы этому человеку, появившемуся на свет за тысячи километров от Самары, на роду было написано войти в историю КуАИ-СГАУ.


Неформальный заведующий

Судьба Игоря Шитарева и судьба Аэрокосмического университета переплелись удивительным образом. Почетный выпускник вуза, кафедрой «Производство двигателей летательных аппаратов», одной из ведущих на II факультете СГАУ, Игорь Леонидович Шитарев руководил с 1992 по 2014 год. Он принял кафедру, будучи генеральным директором завода «Моторостроитель». Имея и без того более чем плотный график, он не побоялся взять на себя дополнительную ответственность. Притом к обязанностям заведующего он подошел не формально, а со всей душой. Руководить кафедрой непросто, особенно человеку, имеющему большую занятость вне стен вуза. Часто директора каких-либо предприятий и организаций берут на себя роль заведующих кафедрами в каком-либо институте, но у многих эта роль сводится исключительно к формальным обязанностям: раз в полгода подписать какие-то бумаги и пару раз появиться на заседаниях. Шитарев подошел к своей работе иначе. Несмотря на загрузку на заводе, он регулярно был в институте, встречался со студентами, коллегами. А после ухода с «Моторостроителя» Самарский государственный аэрокосмический университет и подавно стал его вторым домом. Он жил заботами факультета, встречался со студентами, аспирантами, преподавателями, обсуждал любые предложения. Двери его кабинета, известнейшей личности, академика пяти академий, всегда были открыты для всех.

Евгений Владимирович Шахматов, ректор СГАУ:
– Я прекрасно помню то время, когда мы с Виктором Александровичем Сойфером, тогда ректором нашего вуза, приехали к Шитареву просить его возглавить кафедру. Он поначалу сомневался – видно было, что не хотел подходить к этому вопросу формально. У него было правило: если берешься за что-то, отдавайся этому делу целиком. Он не мог просто значиться, он должен был именно работать на кафедре. Мы уговаривали его, говорили, что в сложные 1990-е годы СГАУ нужны сильные люди, настоящие авторитеты, что за такими, как он, потянутся студенты. У многих в то время были большие сомнения, а стоит ли идти учиться на инженера. Наши предприятия останавливались один за другим, люди с высшим образованием просто шли на рынок торговать. В такой ситуации сохранить престиж вуза, престиж авиации, престиж технических профессий было непросто, но благодаря таким профессионалам, как Шитарев, нам удалось это сделать.

Александр Иванович Ермаков, декан факультета «Двигатели летательных аппаратов» СГАУ:
– Времена были очень тяжелые, даже руководство страны заявляло, что авиация никому не нужна... Такие реплики звучали даже по центральным СМИ. Можно понять, что у многих возникало желание уйти из этой сферы. И при этом при всем Игорь Леонидович очень спокойно говорил, что все это временно, нужно просто немного переждать, эти времена уйдут, без авиации мы никуда. Почему он с такой ответственностью подошел к вопросу руководства кафедрой? Потому что понимал, что сохранить инженерный потенциал можно, если удержать молодежь в вузах: от студентов до молодых сотрудников. Это те люди, которые через 10-20 лет будут строить то, что, казалось бы, разрушалось в начале 1990-х годов. Шитарев был не формальный заведующий. Пожалуй, из людей такого уровня – директоров крупнейших российских предприятий, которые принимали на себя роль руководителей кафедр и при этом 100% вкладывались в это дело, – я могу назвать двух человек: это Николай Дмитриевич Кузнецов и Игорь Леонидович Шитарев.

«Куйбышевский авиационный институт (КуАИ) был создан в сложное для страны время: враг рвался к Волге, необходимо было в кратчайшие сроки обеспечить развитие производства военной техники. Прошло несколько десятилетий, и КуАИ вновь оказался на самых передовых позициях при создании реактивной авиации и освоении космических программ. Это была ответственная и тяжелая работа: необходимо было подготовить специалистов для новых отраслей и создать новые научные направления в институте. Сегодня ветераны вспоминают эти времена как самые счастливые в своей биографии: было много сложной и ответственной работы, была гордость за великую страну.

Наш коллектив трудится уже в третьем тысячелетии, изменилась страна, произошла смена поколений, аэрокосмическая отрасль работает в рыночных условиях, когда необходимо конкурировать с мировыми лидерами промышленного производства. Университет стал национальным, исследовательским. Этот статус требует переоценки всех сторон деятельности вуза, создания новых научных коллективов, привлечения талантливой молодежи, выработки иных форм взаимодействия с промышленностью».

Из статьи И.Л. Шитарева «Инновационные производственные технологии»


Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!