Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Николай Черский

29 февраля 2016
Просмотров: 3657
Рейтинг: +2
Голосов: 2

Поделиться:
Николай Черский
29 февраля 2016
Рейтинг: +2
Голосов: 2

Просмотров: 3657
Поделиться:

Романтики и крутых виражей в его жизни было больше, чем в романах Джека Лондона и Жюля Верна, а его приключениям и открытиям могли бы позавидовать великие землепроходцы.

Из Интернета:
«18 сентября 2009 года в Якутске в торжественной обстановке был открыт бюст академика Николая Черского».

А меньше чем через год:
«Снести или не снести дачу АКАДЕМИКА Н.В. ЧЕРСКОГО? Вот сижу на дачном участке, построил новый дом, и рядом стоит на участке дачное строение великого академика Николая Васильевича Черского. Это строение является ли историческим памятником? Нужен ли он кому? Мне лично не нужен, хочу на этом месте поставить второй жилой дом с гаражом. Народ, подскажите: что делать?»

Дачник – 19 августа 2010.

И это в городе, который при Черском стал научной столицей Севера, а дивный якутский Академгородок по праву назван рукотворным памятником «Академику Севера», как звали самого Николая Васильевича.

Во всех энциклопедиях написано, что Н.В. Черский – академик АН СССР, Герой Социалистического Труда… Но мало кто знает, что он былодним из наиболее титулованных самарцев – первопроходцем газовой отрасли.


Вираж 1. Из мореходов в механики

Родился он 2 февраля 1905 года в бухте Ольга Уссурийского (ныне Приморского) края среди потомственных моряков и рыболовов. Пример отца Василия Селезнева, корабельного механика, определил и жизненный выбор Коли. Мальчишка много читал, разбирался в любой технике и, общаясь с заезжими матросами, запросто осваивал языки.

В 18 лет Николай Селезнев окончил шестимесячные курсы мотористов и судомехаников и следующие пять лет ходил на судах Добро-флота, а после его ликвидации – Совторгфлота. Осенью 1927 года его призвали в ряды Красной Армии. Служил мотористом, помощником механика и механиком на военных катерах Камчатского погранотряда войск ОГПУ СССР. Прирожденный полиглот, в каюте он выучил латынь и впоследствии сражал коллег латинскими афоризмами, мгновенно переводя их на русский, немецкий или английский, освоенные уже на фронтах Великой Отечественной войны.

«Зимой 1927-1928 годов Николай в отрядной школе на Камчатке постигал военные науки, участвовал в ремонте катера, на котором с началом навигации вышел в море. Командир погранкатера использовал краснофлотца при высадке на иностранные суда не только как переводчика, но и как человека, хорошо знавшего психологию зарубежных моряков и рыбаков, что способствовало успешному решению стоящих перед пограничниками задач.

Н.В. Черский принимал участие в контроле деятельности сезонных рабочих и служащих японских концессионных рыбалок. Также благодаря знанию иностранных языков привлекался к оперативной работе по пресечению спекулятивных сделок с валютой и драгоценными металлами, осуществляемых японским Чосен-банком. Во время службы Николай принимает решение поменять фамилию Селезнев, которую до сих пор носил, на Черского. В 20-е годы XX века смена фамилий в СССР была распространенным явлением. Период революционного романтизма требовал звонких имен. Николай взял себе фамилию Ивана Дементьевича Черского – геолога, палеонтолога и географа, много лет отдавшего исследованию Восточной Сибири».

Владимир Чусовской. «Это наша с тобой биография».

По другой версии, фамилию поляка Яна Доминиковича Черского (настоящее имя путешественника) «бездомному» мальчишке Кольке дали еще жандармы Владивостока, куда он убежал от родителей в поисках приключений. Практика-то известная: ткнул в атлас – «Хребет Черского» – ну и носи, салага...

Знал ли будущий академик, что смена фамилии окажется провидческой?!

После демобилизации в 1930-м Николай устроился механиком транспортного отдела в Акционерное Камчатское общество. Но к концу 1-й пятилетки (1931) оно приказало долго жить, как и прочие «частнотоварные и капиталистические формы хозяйства» эпохи НЭПа. Еще во время погранслужбы он поступил во Владивостокский институт механиков водного транспорта. Когда же в 1933 году получил диплом, с морем пришлось расстаться. В Стране Советов набирала темпы сталинская индустриализация. И на «материке» себя реализовать было проще. Так море навсегда сменилось сушей, точнее, богатствами ее недр.

Год проработал на Кузнецком металлургическом комбинате Сталинска (Новокузнецка). Но амбиции требовали большего. И в 1934 году судовой механик из Приморья едет «покорять» Москву. А уж столица умела выцеливать самородков. Увидев, как запросто сработался новичок в системе Наркомтяжпрома, Москва доверяет ему ответственные посты главного инженера: сначала на заводе «Уралстальмост» им. Серго Орджоникидзе, затем в тресте «Газгольдерстрой». И, наконец, ставит во главе Управления Наркомнефти СССР. Возросшие нагрузки ничуть не ослабили тяги к знаниям. Скорее, наоборот, Черский читает все больше, все профессиональнее разбирается в точных науках. Колоссальная эрудиция свидетельствует о становлении личности энциклопедической. Уму Николая, кажется, подвластно все, да вот почему-то на сердце легла «госпожа геология». Впрочем, ее властно оттеснила живая муза по имени Сонечка. Их с Софьей Юрьевной счастливый брак продлится более полувека.


Вираж 2. Из инженеров в газовики

С середины 1930-х мир дышал предчувствием грозы. В 1939-м полыхнуло в Европе, и раскаты докатились до нас. В 1941 году открывается «куйбышевская одиссея» Черского – сложный, но судьбоносный этап биографии. Именно здесь, в «запасной столице», веско проявятся не только качества волевого администратора, но и многогранный талант будущего универсала.

«В Куйбышеве формируется стиль импульсивного, энергичного, при необходимости – жесткого руководителя, способного в самой сложной обстановке решать ответственнейшие задачи. Имя Николая Васильевича уже хорошо известно среди нефтяных и газовых специалистов, в среде ученых аналогичного профиля».

Л. Юдина «ЯРКАЯ ЖИЗНЬ АКАДЕМИКА ЧЕРСКОГО».

Начало Великой Отечественной войны Черский встречает во главе Куйбышевской монтажной конторы Наркомата нефтяной промышленности, где и трудится до нового назначения в 1942 году – начальником Управления строительства Наркомата нефтепрома.

В Куйбышев эвакуированы сотни заводов, все наркоматы, научные и культурные ведомства, иностранные посольства. «Запасная столица» – кузница оборонной промышленности. Военные заказы растут. И для героев тыла нет невозможного. Есть нехватка топлива: энергетика не поспевает за индустрией.

На долю Черского выпало создание двух уникальных стратегических объектов. Во-первых:

«В 1941 году он участвует в строительстве в Куйбышеве сверхсекретного «бомбогазоубежища 1 категории», которое нынче известно как «бункер Сталина». За эту работу в 1942 году Черского награждают орденом “Знак Почета”».

«Википедия».

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!