Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Самарские судьбы российского кино

31 августа 2016
Просмотров: 3329
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Поделиться:
Самарские судьбы российского кино
31 августа 2016
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Просмотров: 3329
Поделиться:

«Таинственный город Самара» – так назывался один из документальных фильмов Куйбышевской студии кинохроники. В истории отечественного кино Самара так и осталась городом таинственным, неразгаданным.

На кинопленку кино в нашей стране уже почти не снимают. Чтобы обратить на себя внимание, войти в процесс масштабного телевизионного и кинопроизводства, людям из провинции надо не просто однажды попробовать штурмовать столицу, а бывать в ней постоянно.

Документальное кино снималось на Куйбышевской студии кинохроники, снимается и сейчас в ряде творческих проектов.

Куйбышевская студия кинохроники – одна из старейших в стране. Созданная в 1927 году, она долгое время была единственной документальной киностудией на Волге, ее корреспонденты работали от Ярославля и до Астрахани. Куйбышевские кинодокументалисты снимали легендарный военный парад седьмого ноября 1941 года. Куйбышевский кинооператор Николай Киселев снимал подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Строительство Жигулевской ГЭС и Волжского автозавода. Киножурналы «Средняя Волга», «Поволжье», «Современник». Десятки документальных кинофильмов. А сколько человеческих судеб: Борис Кожин, Михаил Серков, Нина Шумкова, Алексей Солоницын, Борис Свойский…

Из года в год по линии Самарского отделения Союза кинематографистов России проходят фестиваль «Кино – детям» и кинофестиваль «Соль земли». Игровое кино в телевизионном формате снимается в Самаре не часто, но при этом судьбы многих киноактеров, режиссеров, сценаристов связаны с нашим городом и губернией. Самарские судьбы российского кино…

Первый киносеанс в России состоялся в Петербурге в 1896 году, а уже через пять лет в Самаре на нынешней Чапаевской улице родился Николай Симонов, будущий народный артист Советского Союза, вошедший в историю отечественного кино исполнением главной роли в фильме «Петр Первый». В основе фильма – сюжет романа Алексея Толстого, детство которого прошло в Самаре. В 1931 году Николай Симонов вернется сюда со своими друзьями и единомышленниками – Юрием Толубеевым и Василием Меркурьевым. Искусствоведы позже назовут их ленинградским театральным десантом.

А чуть раньше, в 1927 году, в Самару из Саратовской губернии приедет десятилетний мальчик Женя Лебедев, будущий народный артист Советского Союза. Отец у него был священником и как мог пытался спасти сына от надвигающихся репрессий. Именно в Самаре Женя Лебедев увлекся театром, начал заниматься в студии, вышел на сцену. Так сложилось, что он был вынужден бежать из Самары, где, кстати сказать, так любил ходить в кино.

А еще раньше, в 1921 году, в Самаре, на Ленинградском спуске (тогда эта улица называлась Панской), родился Валя Ежов, будущий киносценарист. Зима была морозная. Родители согревали младенца на печке, засовывая в валенок. Не потому ли много лет спустя в кинофильме «Белое солнце пустыни», снятом по сценарию Валентина Ежова, красноармеец Сухов сочиняет письма Катерине Матвеевне в родную Самару?

По сценариям Валентина Ежова, в том числе и написанным в соавторстве, снято более пятидесяти фильмов: «Сибириада», «Красные колокола», «Девушка и Гранд», «Тридцать три»… За сценарий «Баллады о солдате» в 1961 году он был удостоен Ленинской премии.

В 1940 году в районе Барбошиной поляны киностудия «Союздетфильм» по сценарию Аркадия Гайдара снимала фильм «Дункан и его команда». Тогда же Гайдар писал и одноименную повесть. Руководство Комитета кинематографии потребовало внести в сценарий ряд изменений и в обязательном порядке придумать главному герою другое имя. Так фильм, а за ним и повесть получили название «Тимур и его команда».

Первого июня 1944 года состоялась премьера фильма Юлия Райзмана «Небо Москвы», съемки которого проходили в нашем городе. В главных ролях кинозвезды того времени – Петр Алейников, Николай Боголюбов, Нина Мазаева.

Чуть раньше, в 1942 году, в нашем городе родились будущие кинозвезды Елена Санаева и Михаил Жигалов. В эвакуации на улицах нашего города вполне могли встретиться будущий драматург и киносценарист Люда Петрушевская и три мальчика: Эльдар Рязанов, Слава Невинный, Олег Ефремов. Кстати сказать, одна из сцен мультфильма «Сказка сказок» была записана Людмилой Петрушевской с ее детских воспоминаний, связанных со Струковским садом. Народный артист Советского Союза Олег Николаевич Ефремов редко вспоминал знаменитый челышовский дом на улице Красноармейской, в котором жил. В одной из драк с местными хулиганами он едва не лишился глаза.

Народный артист Советского Союза кинорежиссер Эльдар Рязанов был удостоен звания Почетный гражданин города Самара, хотя никогда не снимал в Самаре свои фильмы. Он родился здесь, в доме на улице Фрунзе, 18 ноября 1927 года, затем жил в эвакуации с семьей с августа 1941-го до лета 1942 года. Эльдар Александрович Рязанов много раз бывал в Самаре. Приезжал и на открытие памятника Юрию Деточкину, герою кинокомедии «Берегись автомобиля». Он стоит рядом с железнодорожным вокзалом, напротив троллейбусной остановки, совсем как в кино…

Геннадия Полоку, режиссера фильмов «Республика Шкид», «Интервенция», «Возвращение «Броненосца», в прямом смысле слова угораздило родиться в Самаре. Беременная им мама ехала в поезде, начались схватки. Несколько дней в роддоме и запись в свидетельстве о рождении. И все же Геннадий Полока гордился своим случайным самарским происхождением.

В 1949 году на Безымянке родился будущий вечно странный и столь же позитивный киногерой – народный артист России Юрий Чернов. Вместе с одноклассниками он ходил на спектакли Куйбышевского ТЮЗа и, возможно, видел на его сцене Владимира Толоконникова. Легендарную роль Шарикова он сыграет одновременно в Алма-Атинском русском драмтеатре и в кинофильме Владимира Бортко «Собачье сердце».

Помните кинофильм «Доживем до понедельника»? Одну из главных ролей в нем сыграла Оля Остроумова. Она жила на Красноармейской улице, училась в школе №42, занималась в театральном кружке. Когда Оля решила стать актрисой, в семье к этому отнеслись просто: купили билет на поезд, напекли пирожков и отправили в Москву, где никто ее не ждал. Так в 1966 году Оля Остроумова стала студенткой ГИТИСа. А уже через два года состоялась премьера фильма «Доживем до понедельника».

Звездной для Ольги Остроумовой стала роль Женьки Комельковой в фильме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие...». Позже были фильмы «Любовь земная», «Судьба», «Гараж», «Очарованный странник», «Змеиный источник», телесериалы «Бедная Настя», «Не родись красивой», «Адмирал». Но самой большой своей творческой удачей в кино актриса считает роль Василисы в фильме «Василий и Василиса».

В 1948 году в нашем городе родился заслуженный артист России Виктор Евграфов. Актером он решил стать в 24 года. Два десятка ролей в фильмах «Даниил, князь Галицкий», «Ярославна, королева Франции», «Жизнь Клима Самгина», «В двух шагах от рая», «Двадцать лет спустя», «Лючия де Ламермур», «Доминус». В историю отечественного кино Виктор Евграфов вошел как исполнитель роли ужасного профессора Мориарти в телесериале Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Виктор ЕВГРАФОВ, заслуженный артист России:

– Если бы у меня в кино была роль творчески выше, чем Мориарти, я бы сыграл выше. Чтобы феноменально сыграть на скрипке Страдивари, нужно быть Паганини. Это я говорю безотносительно к своей персоне. К сожалению, профессия актерская зависимая. Актер может отказаться от ролей, которые его не удовлетворяют. Были такие отказы и у меня. Для меня важна роль с высокой эмоциональной наполненностью.

Виктор Евграфов работал в кино и каскадером, выполнял сложнейшие трюки: горел, тонул, падал с лошади. На съемках одного из телесериалов получил серьезную травму. В родной Самаре он преподает актерское мастерство, стоит на учете в Самарском отделении Союза кинематографистов России как единственный артист кино. Все остальные куйбышевские и самарские актеры всегда были в первую очередь актерами театральными.

Михаил КУПЕРБЕРГ, киновед, член Союза кинематографистов России:

– Куйбышевский театр драмы возглавлял один из корифеев советского театра Петр Львович Монастырский, который, как мне известно, не очень любил отпускать актеров на съемочную площадку. Многих наших актеров приглашали в кино, но он со скрипом отпускал кого-то в эти кинематографические пампасы.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!