Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Самарские судьбы российского кино

31 августа 2016
Просмотров: 3409
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Поделиться:
Самарские судьбы российского кино
31 августа 2016
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Просмотров: 3409
Поделиться:

В 1961 году выпускник театрального училища имени Щукина Вениамин Смехов по распределению стал артистом Куйбышевского театра драмы, но задержался на его сцене ровно на один сезон. Кино в его жизни возникнет спустя шесть лет, а всенародная слава придет после исполнения роли Атоса в фильме «Три мушкетера».

Настоящими легендами самарского театра и при этом звездами отечественного кинематографа стали Николай Засухин, Николай Михеев, Юрий Демич, Семен Стругачев, Роза Хайруллина.

Народный артист России Николай Засухин в 1948 году закончил студию при Куйбышевском театре драмы и до 1972 года играл на его сцене.В историю советского театра он вошел как исполнитель роли Ричарда Третьего. В кино Засухин снимался в 35 фильмах, в пяти из них – Вячеслава Михайловича Молотова. Первые четыре роли в кино были сыграны им в куйбышевский период жизни. 1967 год. Его дебют – практически эпизод в фильме Юлия Райзмана «Твой современник». В 1968 году Засухин сыграет первую по-настоящему яркую роль в кино – Оскар Папке в фильме Владимира Басова «Щит и меч». В 1970 году в фильме «Поезд в завтрашний день» он впервые исполнит роль Ленина. Через два года выйдет премьера фильма «Комитет девятнадцати». Николай Засухин уедет из Куйбышева в Москву, во МХАТ, а в кино получит приглашение от Никиты Михалкова на роль предателя Никодимова в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Пожалуй, самым известным куйбышевским киноактером был народный артист Советского Союза Николай Михеев. Семнадцать ролей с 1969-го года по 1996-й – и в кино, и на телевидении. Первая роль в кино – «Тревожные ночи в Самаре», затем пауза в четыре года и телесериал «Вечный зов», одноногий мерзавец Демьян Инютин. Всего два телеканала на всю страну. Каждый сериал – событие. На «Вечном зове» выросло целое поколение советских людей.

Николай Михеев часто начитывал на Куйбышевской студии кинохроники дикторские тексты к документальным фильмам. Режиссер Борис Свойский как-то спросил у актера, что он думает о своей роли в сериале «Вечный зов».

– Меня же убили в третьей серии, – ответил Михеев. – Дальше я сценарий не читал. Меня убили, и все.

«ТАСС уполномочен заявить», «Хлеб – имя существительное», «Рассказы о любви», «Праздники детства», «Земляки», «Двадцать дней без войны», «Замри – умри – воскресни!», «Ермак». Все чаще Николаю Михееву предлагали роли подлецов и мерзавцев. От каких-то ролей он отказывался. Летом театр уходил в отпуск, а Михеев уезжал на киносъемки. «Самара может гордиться актером уровня Михаила Ульянова!» – писали критики. На Одесской киностудии в фильме «Весна надежды» Николай Михеев снимался вместе с коллегой по театру и другом Иваном Морозовым.

В первой серии многосерийного телефильма «ТАСС уполномочен заявить» Николай Михеев сыграл театрального художника, бывшего предателя родины. Огромная дуэтная сцена с Юрием Соломиным – 15 минут на телеэкране.

Михаил КУПЕРБЕРГ, киновед, член Союза кинематографистов России:

– Любовь Альбицкая – молодая, красивая актриса, только начинающая свой путь в театре драмы. Ее приглашает на роль в кино Юлий Яковлевич Райзман. В 1972 году Альбицкая снималась в его фильме «Визит вежливости». Это была большая роль! Она играла и нашу современницу, итальянку, и персонажа из Древнего Рима. И на этом контрасте сумела ярко выразить характер. В семидесятые годы Любовь Альбицкая снималась на Эстонской киностудии в картине «Красная скрипка» и на Беларусьфильме в трехсерийном фильме «Встреча на далеком меридиане»…

Заслуженный артист России Юрий Демич родился в Магадане в 1948 году, где его отец актер Александр Демич отбывал срок. Выпускник театральной студии при Куйбышевском театре драмы, Юрий восемь сезонов играл на его сцене. Первые две роли в кинофильмах «Семья Коцюбинских» и «Ни дня без приключений» Юрий Демич сыграл, будучи актером Куйбышевского театра. В 1973 году Георгий Товстоногов пригласил его в труппу Ленинградского БДТ. В кино каждый год несколько ролей, в общей сложности 40 кинофильмов.

Народный артист России, лауреат Государственной премии Владимир Борисов. Коренной москвич, 25-летний выпускник театрального училища имени Щепкина, он впервые вышел на сцену Куйбышевского театра драмы в 1975 году. В кино начал сниматься на пять лет раньше. Десять актерских работ: «Вечный зов», «Емельян Пугачев», «На исходе лета», «Хлеб, золото, наган», «На таежных ветрах», «Зеркало для героя»…

Самара считает Семена Стругачева своим человеком. Его комедийное дарование раскрылось в театре драмы во второй половине восьмидесятых годов, особенно в мюзикле Марка Левянта «Крошка». Сегодня народный артист России Семен Стругачев сбился со счета своих ролей в кино и на телевидении. Публика обожает его Леву Соловейчика из «Особенностей национальной» охоты, рыбалки, политики, криминалиста Семена из телесериала «Убойная сила».

В кино с Самарой связано и несколько легендарных историй. Например, Николай Эрдман, театральный драматург и киносценарист. Он был арестован прямо на съемках кинокомедии «Волга-Волга». Три года ссылки, поражение в правах, возвращение в кино. Сценарии фильмов «Веселые ребята», «Смелые люди», киносказки «Морозко», мультфильмов «Золотая антилопа», «Дюймовочка», «Двенадцать месяцев»…

Валерий БОНДАРЕНКО, киновед, член Союза кинематографистов России:

– Николая Эрдмана и его соавтора Михаила Вольпина не брали на фронт. В Ставрополе-на-Волге (в наши дни – Тольятти) формировали какую-то особую часть, куда брали подряд всех неблагонадежных. Взяли и Эрдмана с Вольпиным. А еще с нашим городом у Николая Эрдмана связана тюремно-лирическая история. Вот где сюжет для кинофильма! Эрдман, когда сидел, переписывался со своей возлюбленной. Она сидела в Куйбышеве. Они мечтали: он приедет в Куйбышев, и у них будет несколько дней любви. И он приехал. И было у них несколько дней любви в одной из наших гостиниц. Дальше надо раскапывать, узнавать, что, где и как... Самара – город уникальный. Здесь многое почему-то не случается, но случается в других местах. Самара рождает талантливых людей и дарит их другим городам, и не только столице...

Насколько реализовал себя в Самаре театральный художник Сергей Февралев? Сейчас он художник-постановщик на киностудии «Мосфильм». «Иван Грозный», «Орда», «Белый тигр», «Двое в степи». Сразу три кинопремии: «Белый слон», «Золотой орел» и «Ника» за фильм «Орда».

Сергей Степанченко в 2005 году стал народным артистом России. До 1985 года он играл на сцене Сызранского драматического театра, затем рискнул поехать в Москву, да не куда-нибудь, а в театр «ЛЕНКОМ», к Марку Захарову. Сейчас у него за семьдесят ролей в кино и телесериалах.

Николай Козак играл в Тольяттинском театре «Колесо». Сейчас он – актер Центрального академического театра российской армии. В кино и телесериалах более семидесяти ролей.

Александр Марушев родился в нашем городе, играл в театре «СамАрт» и театре драмы. В 2009 году уехал в Санкт-Петербург. Активно снимается в кино и телесериалах – более пятидесяти ролей.

С 2004 года в Московском театре «Современник» играет бывший актер Самарского театра драмы Андрей Аверьянов. В кино и сериалах у него без малого полсотни ролей.

В 2008 году в 24-серийном телесериале «Широка река» кинокомпании «Star Media» одну из главных ролей сыграла народная артистка России Наталья Дроздова. Среди тольяттинских учеников Глеба и Натальи Дроздовой немало популярных киноактеров: Сергей Мезенцев, Светлана Саягова, Игорь Касилов, Сергей Максимов, Александр Иванов, Александр Армер, Виктория Фишер, Илья Оболонков, Максим Важов.

Заслуженная артистка России и республики Татарстан, лауреат Государственной премии России Роза Хайруллина с 1997 года была не просто актрисой театра «СамАрт», а чем-то большим, явлением необъяснимым. Театральная Самара восхищалась ее мамашей Кураж, Буратино и Пеппи Длинныйчулок, Смертью в «Василии Теркине» – казалось, Роза могла сыграть кого угодно. И все же в Самаре ей было тесновато. Олег Табаков пригласил в Москву, в свою студию и в Художественный театр. Через год с небольшим состоялась первая кинопремьера – Нищенка в фильме Андрея Эшпая «Иван Грозный». Затем были фильмы «Элизиум», «Пятая группа крови», «Суходол», «Далеко от войны». В 2012 году еще три фильма, в 2014-м – еще четыре, в 2015-м – еще пять.

Валерий БОНДАРЕНКО, киновед, член Союза кинематографистов России:

– Роза Хайруллина снялась в выдающейся картине у Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр». Этот фильм, на мой взгляд, останется в истории кино, значит, в истории кино останется и Роза. Останутся в истории еще пара-тройка картин, в которых она снялась. Я на что хочу обратить ваше внимание? Мы, как правило, мыслим категорией количества – здесь одна роль, там другая. Но если воспринимать кино как искусство, то первична категория качества.

Едва ли не каждый фильм с участием Розы Хайруллиной становится событием! За исполнение роли ханши Тайдулы в фильме Андрея Прошкина «Орда» актриса на 34-м Московском международном кинофестивале получила приз «Серебряный Георгий», была удостоена премии «Ника», номинировалась на премию «Золотой орел».

Легенда об окаменевшей с иконой в руках девушке Зое известна всей стране. В октябре 2015 года в Сочи и Самаре состоялись премьерные показы трехсерийного телефильма «Зоя», снятого медиакорпорацией «Русь ТВ» по мотивам пьесы самарского драматурга Александра Игнашова «Стояние Зои». Оператор-постановщик и режиссер Дмитрий Ионов. В фильме снимались актеры театров «СамАрт», «Самарская площадь», «Камерная сцена», академического театра драмы, в главной роли – Анастасия Ермилина. В роли Майора снимался Михаил Акаемов, в роли Старика – заслуженный артист России Юрий Машкин.

Дебют Юрия Машкина в кино состоялся в 1975 году в мелодраме по сценарию Василия Аксенова «Центровой из поднебесья». В 1977 году этот фильм в кинотеатрах Советского Союза посмотрели больше семнадцати миллионов зрителей. Затем были фильмы «Формула памяти», «Иван Павлов. Поиски истины».

Валерий БОНДАРЕНКО, киновед, член Союза кинематографистов России:

– Сегодня время телесериалов. А еще два-три десятилетия назад в нашей стране существовало совершенно иное кинопроизводство, кинопрокат имел другие масштабы. Если фильм получал первую категорию, печаталось пять тысяч копий. Даже у фильмов третьей категории был тираж в две с лишним тысячи копий. Эти фильмы шли буквально по всем кинотеатрам страны – и в городах, и в деревнях. А сейчас я сам ищу многие российские картины, чтобы хотя бы как-то их посмотреть. Нет отечественного проката, никому это не нужно.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!