Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Самарские судьбы российского кино

31 августа 2016
Просмотров: 2949
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Поделиться:
Самарские судьбы российского кино
31 августа 2016
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Просмотров: 2949
Поделиться:

Самара стала местом действия одного из первых отечественных сериалов. В Советском Союзе в то время было снято всего два телесериала – «Майор Вихрь» и «Операция «Трест», – и оба в Москве. 1967 год, 50 лет органам госбезопасности. Так у журналистов Эдуарда Кондратова и Владимира Сокольникова возникла идея написать сценарий о Самаре, о революции, чекистах.

Трехсерийный телефильм «Тревожные ночи в Самаре» на Куйбышевской студии телевидения снимали полтора года. Эдуард Кондратов снялся в эпизоде в образе чекиста. В другом эпизоде Сокольников играл заговорщика. Сценаристы ходили по улицам города и вербовали статистов: «Не хотите сыграть в кино?» Откликались, в основном, девушки, а нужны были бандиты, рабочие – все-таки в кадре 1921-й год, голод, разруха...Многое сочиняли на ходу. Например, сценаристы придумали, что контрреволюционеры хотели взорвать железнодорожный мост у Сызрани. Позже этот псевдоисторический факт цитировали в своих работах некоторые историки.

Вместе со столичными киноактерами Владимиром Емельяновым, Сергеем Яковлевым и актером Ленинградского БДТ Валерием Караваевым в фильме снимались артисты Куйбышевского театра драмы Иван Морозов, Светлана Боголюбова, Николай Кузьмин, Сергей Пономарев, Александр Демич, Николай Михеев, Всеволод Турчин, Ванда Оттович, Николай Засухин. Ставшее легендарным название «Тревожные ночи в Самаре» придумало руководство Куйбышевского телевидения. Так впервые на весь Советский Союз прозвучало дореволюционное название нашего города – Самара.

«Тревожные ночи в Самаре» снимали на кинопленку, в то время все съемки на любой студии телевидения в Советском Союзе шли по образцу киносъемок. Эпоха видео наступит позже…

В 1968 году киностудия «Узбекфильм» снимала в нашем городе эпизоды для фильма «Ташкент – город хлебный» по мотивам одноименной повести самарского писателя Александра Неверова.

В 1969 году киностудия «Ленфильм» снимала эпизоды фильма о юности Максима Горького «Невероятный Иегудиил Хламида».

Съемочная группа киностудии «Мосфильм» во главе с Василием Ордынским приезжала на подсъемку, работая над 13-серийным телесериалом «Хождение по мукам» по мотивам одноименного романа Алексея Толстого.

В 1971 году в нашем городе киностудия «Ленфильм» вела съемки фильма «Найди меня, Леня!» по мотивам повести Валентины Осеевой «Динка».

В том же 1971 году на Рижской киностудии по рассказу самарского писателя Евгения Лазарева «Жених и невеста» был снят художественный фильм «Поженились старик со старухой», главные роли в нем сыграли народные артисты СССР Алексей Грибов и Анастасия Зуева.

В 1981 году на киностудии имени Горького режиссер Евгения Жигуленко сняла художественный фильм «В небе «Ночные ведьмы». Легендарный женский 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. В образе Комиссара доцент Куйбышевского пединститута, кандидат филологических наук Мария Ивановна Рунт узнала себя. Фильм ей понравился, правда, с одной оговоркой: «Кино – это кино, а война – это война…»

В Москве, Воронеже и Куйбышеве народный артист Советского Союза Евгений Матвеев и киностудия «Мосфильм» снимали «Особо важное задание». Фильм рассказывал об авиационном заводе №18, эвакуированном в 1941 году из Воронежа в Куйбышев, где в кратчайшие сроки был начат выпуск легендарных штурмовиков Ил-2. В главных ролях снимались Евгений Матвеев, Людмила Гурченко, Валерия Заклунная, Николай Крючков, Владимир Самойлов. В 1981 году этот фильм занял второе место в советском кинопрокате, его посмотрели более 43 миллионов зрителей.

Михаил КУПЕРБЕРГ, киновед, член Союза кинематографистов России:

– К нам многие режиссеры приезжали. Помню, мы гуляли по городу с санкт-петербургским режиссером Олегом Коваловым, он обращал внимание на здания не модерна, а конструктивизма – Дом Офицеров, Дом промышленности – и говорил: «Как бы интересно было это поснимать!» Он даже заявку написал, в которой Самара могла быть объектом съемок, но не получилось, ничего он не снял здесь.

В семидесятые-восьмидесятые годы в нашем городе снимали мультфильмы, которые смотрели дети всего Советского Союза. О самарских (тогда – куйбышевских) мультипликаторах писали в газетах и журналах. Их ставили в пример, ими гордились. Десятилетиями в эфире Центрального телевидения СССР были мультфильмы художника и режиссера Виктора Спичека «Беда», «Лень», «Лосенок», «Солнечный зайчик», «Семь братьев», «В тусклом царстве, в сером государстве», «Про зайку Ой и зайку Ай», «Сверчок», «Понарошку». 15 из 28 куйбышевских мультфильмов были сняты по сказкам наших земляков, писателей братьев Бондаренко.

Валерий БОНДАРЕНКО, киновед, член Союза кинематографистов России:

– Снимались мультфильмы по произведениям моего отца и дяди. Отец привозил меня на студию телевидения. Что я, ребенок, тогда понимал? Мультфильмы были кукольные, мне хотелось рисованных. Когда я вырос, понял, что это, безусловно, определенная культура. Не надо бы этого забывать!

В 1985 году в Советском Союза и в США состоялась премьера кинокомедии Геннадия Мелконяна по сценарию Эмиля Брагинского «Нежданно-негаданно». Вы наверняка помните этот незамысловатый сюжет: героиня Татьяны Догилевой, скромная сотрудница столичной сберкассы, получает в Куйбышеве в наследство коллекцию произведений искусства.

С 2009 года главным режиссером Самарского академического театра драмы работает Валерий Гришко. В активе актера Гришко в кино и на телевидении более тридцати ролей: патриарх Никон в сериале «Раскол», Сталин в комедии «Отель люкс», маршал Жуков в фильме Карена Шахназарова «Белый тигр». Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» получил премию «Золотой глобус», выдвигался от России на соискание премии «Оскар», а Валерий Гришко за исполнение роли архиерея самарской патриотически настроенной общественностью был подвергнут критике, обращался в суд с иском о защите чести и достоинства.

В 2011 году под Санкт-Петербургом и Рязанью, в Москве и Самаре Сергей Урсуляк снимал 12-серийный телефильм по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Декорации Сталинграда были построены под Ярославлем. А вот старые домики в исторической части Самары очаровали режиссера – время здесь просто остановилось!

Михаил КУПЕРБЕРГ, киновед, член Союза кинематографистов России:

– Сергей Урсуляк в свое время приезжал к нам с фильмом «Долгое прощание», мы с ним были знакомы. Я позвонил ему и напросился на съемки. На улице Льва Толстого, в одном из домиков рядом с Театром кукол, шли съемки в квартире военных времен. Сергея Маковецкого я на площадке не застал. Были Полина Агуреева и самарские актеры Александр Амелин, Игорь Данюшин в небольших ролях. В эпизодах снимались актеры самарских театров Дмитрий Добряков, Юрий Долгих, Любовь Ковыршина, Владимир Зимников, Людмила Гаврилова, Юрий Машкин, Мила Каминская, Маргарита Шилова, Алексей Симкович, Павел Маркелов.

В 2013 году фильм «Жизнь и судьба» был выдвинут от России на соискание международной премии «Эмми» в номинации «лучший телефильм или сериал», а в 2014 году в трех номинациях получил национальную кинопремию «Золотой орел». Кстати сказать, музыку к этому телесериалу написал самарский композитор Василий Тонковидов.

Василий ТОНКОВИДОВ, композитор:

– Для кино музыку нужно писать под картинку. Я в театре могу себе позволить много вариантов, там я более свободен. В кино композитор привязан буквально к каждому кадру. Сергей Владимирович Урсуляк в этом смысле был очень жестким. В сериале еще и классическая музыка звучала – Бах, Вивальди. Музыкальный ряд должен был четко лечь в картинку. Серьезная была задача, приходилось над этим работать.

Артисты театра «СамАрт» регулярно снимаются в кино и телевизионных фильмах. Ольга Агапова в середине восьмидесятых годов снималась в фильмах «Подслушанный разговор», «Железное поле», «Залив счастья» и в эпизодической роли в сериале «Бандитский Петербург». Людмила Гаврилова в 1990 году снималась в фильме Александра Панкратова-Черного «Система «Ниппель».

В 2003 году в фильме Александра Прошкина «Трио» снимались Игорь Данюшин, Алексей Елхимов, Игорь Рудаков.

В 2013 году состоялся премьерный показ фильма-катастрофы «Метро». Руководство московского и минского метрополитена отказало кинокомпании «ПРОФИТ» в проведении съемок в реальном метро, и съемочная группа отправилась в Самару, в тоннели строящегося метрополитена. В фильме снимались самарские артисты Игорь Рудаков, Елена Туринская, Денис Бокурадзе, Юлия Бокурадзе, Любовь Ковыршина, Алексей Елхимов, Мила Каминская. Фильм собрал в прокате 15 миллионов долларов, дважды номинировался на кинопремию «Золотой орел», получил премию «Ника» в номинации «Лучшая работа оператора».

В 2013 году в четырнадцати городах страны, в том числе и в Самаре, снимались эпизоды новогодней кинокомедии Тимура Бекмамбетова «Елки-3», собравшей в кинопрокате 38 миллионов долларов и неоднократно показанной по телевидению. В январе 2014 года этот фильм вошел в тройку самых кассовых отечественных фильмов за всю историю российского кино.

Благодаря по-настоящему подвижнической деятельности Михаила Куперберга и Валерия Бондаренко киноклуб «Ракурс» более тридцати лет подряд проводил в Доме Актера премьерные и предпремьерные показы кинофильмов всех жанров и направлений, фестивали и конкурсы, творческие встречи и мастер-классы.

Михаил КУПЕРБЕРГ, киновед, член Союза кинематографистов России:

– Раньше мы были единственными, показывали в «Ракурсе» фильмы, которые нельзя было увидеть нигде и никогда. Мы привозили их из Москвы, из посольств. Я практически всю публику знал в глаза. Сейчас другая жизнь, уменьшилась прослойка интеллектуального кинозрителя. Люди моего поколения в кино перестали ходить, они смотрят фильмы дома, вылавливают в Интернете.

Анастасия ИППОЛИТОВА, кандидат культурологии:

– Исторически сложилось, что масштабного собственного кинопроизводства в Самарской области нет. Но есть сценаристы, композиторы, режиссеры, актеры, операторы, звукорежиссеры, осветители. Есть специалисты и технологии. Современное кино, в том числе и телевизионное, – это цифровые форматы, спецэффекты, обработка картинки. Только за последние два года в Самаре студия

«35 ММ» сняла художественные фильмы «Вокзал для своих» и «Борода без даты», медиа-корпорация «РУсь ТВ» – фильм «Зоя», студия «Три товарища» – фильм «Все остальные вещи». В 2016 году довольно успешно в кинопроизводстве и продюсерской деятельности в Самарской области начала работу компания «Студия телевизионного кино».

В Самаре никогда не было и нет своей киностудии. Но кино – документальное и игровое – Самару стороной не обошло. В историю отечественного телевизионного и кинопроизводства вписаны десятки имен самарских актеров, сценаристов, режиссеров.


Александр ИГНАШОВ

Страницы: Первая Предыдущая 1 2 3
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!