Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Архитектор Ваган Каркарьян

14 сентября 2014
Просмотров: 4812
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Поделиться:
Архитектор Ваган Каркарьян
14 сентября 2014
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Просмотров: 4812
Поделиться:

Архитектора Каркарьяна знала вся Самара. С ним в нашем городе связаны набережная Волги и гостиница «Волга», здание областной администрации, фонтан и сквер на Самарской площади, Дворец бракосочетаний на улице Полевой, Дом Актера, здания Управления метрополитена и аэровокзала аэропорта «Самара», застройка улицы Молодогвардейской и проспекта Ленина…

Каркарьян впервые оказался в нашем городе в студенческие годы, путешествовал по Волге на теплоходе, поднялся наверх от набережной по какой-то улице, свернул налево, потом направо, вышел к площади Куйбышева. Он запомнил этот город, полюбил его на всю жизнь.

Борис КОЖИН, член Союза кинематографистов России:
– Ваган был влюблен в Самару! Он не мог дышать без Самары! Моя хорошая знакомая, журналистка Катя Спиваковская, из Баку, как и он. Она мне говорит: «Я спросила Вагана Гайковича, скучает ли он по Баку. Он ответил, что нет, что он скучает по Самаре». Он называл Самару птицей, летящей вдоль Волги. Наш город так спланирован. Каркарьян мне об этом тысячу раз говорил, всегда без пафоса, всегда очень спокойно, но с любовью.

Владимир ВОСТРИКОВ, искусствовед, член Союза художников России:
– Он ходил в свое время в изостудию в Баку. У него был выбор, куда пойти учиться: либо стать рисовальщиком, художником, либо пойти в архитекторы в знаменитый МАРХИ. Не зря сказано, что архитектор не может не рисовать, он обязан обладать этим даром.

Ваган КАРКАРЬЯН (из интервью 2010 года):
– В МАРХИ меня очень хорошо приняли. Буквально первое, что я услышал в институте: «О, еще один армянин! Армяне – хорошие строители и архитекторы! Давай учись!» Действительно, талант строить, можно сказать, в крови у армян. Огромное трудолюбие отличает наш народ. В фамилии Каркарьян дважды звучит армянское «ка», что в переводе означает «камень». В Москве я не только получил высшее образование, но и женился…

По окончании Архитектурно-строительного института Каркарьян мог вернуться в родной Баку, мог остаться работать в Москве, но поехал на Волгу, в Куйбышев. Ему, начинающему архитектору, предложили принять участие в разработке генерального плана города с миллионным населением. Требовался новый подход к жилищному строительству, шел поиск новых социальных концепций градостроительства. Создавалась новая модель устремленного в будущее города. Работы было очень много, работы напряженной и творческой. В Куйбышеве Каркарьяна сразу заметили, правда, не сразу запомнили его имя и отчество.

Ваган КАРКАРЬЯН (из интервью 2010 года):
– Говорили обо мне, что приехал вагон с гайкой, да еще и с прицепом. Вагон с гайкой – это я, Ваган Гайкович. А прицеп – это моя жена. Так сложилась моя судьба! Это было в 1958 году. Шутка была добрая, необидная. Прошло пятьдесят с лишним лет, как я живу в Куйбышеве, в Самаре, полюбил этот город. Я приехал сюда, словно выиграл в лотерею! Не знаю, как бы я мог жить не здесь!..

В 1958 году Каркарьян начал работать архитектором в Куйбышевском Горпроекте. С 1964 года – главный архитектор института «Куйбышев-гражданпроект». С 1986 по 1996 год – директор института «Самарагражданпроект». С 1996 года – профессор Самарской государственной архитектурно-строительной академии.

Владимир ВОСТРИКОВ, искусствовед, член Союза художников России:
– Благодаря Каркарьяну мы начали в свое время изучать старую Самару, узнали о старой крепости, о начале строительства нашего города. Каркарьян – не только архитектор. Не каждому дано такое планетарное мышление – соизмерять территорию, композицию, понимание архитектурной среды, масштабно мыслить по направлению в будущее о развитии города.

В шестидесятые-семидесятые годы двадцатого века в Куйбышеве идет масштабное жилищное строительство. Активно застраиваются Железнодорожный и Советский районы, как грибы после дождя растут микрорайоны в Кировском и Промышленном районах. Если бы предложенный группой архитекторов во главе с Каркарьяном генеральный план города был полностью реализован, Самара в начале двадцать первого века была бы иной, с гармоничным сочетанием исторического центра с новостройками, с удобными автомагистралями. Не все удалось воплотить в жизнь. Но Ваган Гайкович Каркарьян никогда не жаловался на судьбу.

Николай КРАСЬКО, член Союза архитекторов СССР:
– Он был у нас главным архитектором первой мастерской Горпроекта. Все консультации по работам, все согласования шли через Каркарьяна. Им была организована авторская комиссия по правильной разработке определенных проектов. Контакт у нас был всегда тесный, пока я работал в Горпроекте.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!