Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Галина Козловская. Как писалась «История Самарского края»

2 января 2020
Раздел: Свет учения
Просмотров: 2859
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Поделиться:
Галина Козловская. Как писалась «История Самарского края»
2 января 2020
Раздел: Свет учения
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Просмотров: 2859
Поделиться:

В конце 2018 года Губернатор Дмитрий Азаров выступил с инициативой создать учебные пособия по истории Самарского края для начальной и основной школ. С этого и началась работа. Министерство образования и науки нашей области приняло соответствующий документ по решению поставленной задачи. Планка изначально ставилась очень высоко, так как книги предстояло печатать в московском издательстве «Просвещение». Были определены сроки проекта, очень сжатые и поначалу воспринимавшиеся как нереальные. Координатором проекта стала профессор Галина Козловская, научные интересы которой связаны с историей развития образования в Самарском крае. Подобная работа в российских регионах только началась, и Самарская область – одна из немногих, кто достиг конкретных результатов. Всего лишь за полгода – рекордный срок! – учебники были написаны, отредактированы и сданы в печать, а к первому сентября ученики получили их в готовом виде.

Галина Ефимовна Козловская – историк, специалист по образовательной политике России. Доктор исторических наук, профессор. Директор Самарского филиала Московского городского педагогического университета. Депутат Самарской Губернской Думы VI созыва от партии «Единая Россия». В 1976 году окончила исторический факультет Куйбышевского государственного педагогического института по специальности «История и обществоведение». В 1996 году стала одним из организаторов Самарского филиала Московского городского педагогического университета (СФ МГПУ). С 1997 года и по сей день занимает должность директора филиала. С 1998 года – директор Центра развития образования Отдела образования администрации города Самары. В 2008 году Козловской было присвоено ученое звание профессора.

Однажды в гостях у подруги я увидела, что ее внук с увлечением разглядывает какую-то красочную книгу. Оказалось, что это учебник. Подруга пояснила, что внук читает его как захватывающую книгу. В нем так много интересного! Открыв «Рассказы по истории Самарского края» – так назывался учебник, – я обнаружила, что знакома с большинством его авторов, так как уже давно пишу очерки в рубрике «Исторические версии» Самарской газеты. Обратилась к своей давней знакомой – профессору Галине Ефимовне Козловской – с просьбой рассказать, как создавался такой замечательный учебник. Она собрала в своем кабинете авторский коллектив, создавший «Рассказы по истории Самарского края» для начальной школы и «Историю Самарского края» в двух частях для основного общего образования. Начался интереснейший разговор.

Команда специалистов

Руководитель с большим стажем, Галина Козловская понимала, что скорость написания и качество содержания учебников прежде всего зависят от подбора авторского коллектива.

Галина Козловская, директор СФ МГПУ:

– Для реализации такого проекта нужны были хорошие специалисты и люди творческие и надежные, на которых можно было положиться. К счастью, подходящих кандидатур мне не нужно было долго искать. Они мне были знакомы еще со студенческой скамьи либо по работе в МГПУ. Это большой знаток истории Самарского края Александр Репинецкий, исследователь Великой Отечественной войны Алексей Захарченко, археолог Аркадий Королев, краевед и литератор Олег Московский, учитель с большим стажем работы Лариса Ремезова. Большую помощь в подборе иллюстраций, редактуре текстов и методическом сопровождении оказали Людмила Серых, Наталья Мыльникова и Наталья Разагатова.

По словам Галины Ефимовны, учебники являются продуктом труда не только авторов, но и членов научно-редакционного совета: председателя Губернской Думы академика Геннадия Котельникова, заместителя председателя Правительства Самарской области Александра Фетисова, министра образования и науки Виктора Акопьяна, докторов исторических наук Виктора Рябова и Петра Кабытова.

Галина Козловская, директор СФ МГПУ:

– Они внимательно читали наши тексты, давали советы, исправляли неточности. Я им очень благодарна за их труд и активную поддержку. Рецензировал наши книги профессор Александр Анатольевич Данилов, автор многих учебников по истории России. Были правки, но в целом он высоко оценил нашу работу.

Но, конечно, идеальных учебников не бывает. Всегда можно сказать, что о чем-то не написали, а что-то включили зря. Критики всегда найдутся. И все же отзывы учителей и учеников идут, в основном, положительные.

Александр Репинецкий, проректор по научно-исследовательской работе СГСПУ:

– К настоящему времени накоплен обширный материал по истории Самарского края. Мы должны назвать имена ученых, чьими книгами и статьями мы пользовались, работая над учебниками. Доктор исторических наук, профессор Николай Николаевич Яковлев. Ещё в 1946 году он обнаружил в архиве материал о Самарском знамени, о котором у нас до этого никто и не вспоминал. Он впервые ввёл в научный оборот документы о Самарском знамени, роли Петра Алабина в его создании. Его работы «По дорогам Самарского знамени», «Наш друг – Стара-Загора» впервые познакомили соотечественников с ролью Самары в русско-турецкой войне 1877-1878 годов.

Авторы учебника с восторгом вспоминают и профессора Соломона Басина, впервые подробно изучившего историю Самары в годы Первой мировой войны. По мнению нынешних ученых, труд их учителя, кандидата исторических наук Александры Каревской, остаётся до настоящего времени фундаментальной работой по истории освобождения крестьян Самарской губернии от крепостного права.

Аркадий Королев, декан исторического факультета СГСПУ:

– Историческую науку сегодня невозможно представить без работ профессора Ефрема Игнатьевича Медведева, обобщившего огромный материал о Гражданской войне на Средней Волге. «Введение в Самарское краеведение» доктора исторических наук Ленара Васильевича Храмкова, как и другие его работы, и сейчас востребовано широкой аудиторией.

Не обошли вниманием и своих коллег, в наши дни активно изучающих историю родного края. По мнению Олега Московского, события Великой российской революции и Гражданской войны нашли глубокий анализ в работах докторов исторических наук Петра Кабытова и Надежды Кабытовой. Историю строительства крепости Самара, первых самарцев плодотворно изучает доктор исторических наук Эдуард Дубман.

Новые методические подходы

Еще на подступах к проекту Галина Козловская понимала, что нужно создать не просто учебник, а принципиально новый учебник. Для этого требовалась выработка концепции. Она рождалась в обсуждениях и спорах, мозговых штурмах и, казалось бы, в случайных озарениях. Появились концептуальные находки, новые подходы содержательного и методического характера. Решили, что пособие будет состоять из трех частей, соответственно возрасту будущих его читателей. Для младшей школы решили создать интересные рассказы, чтобы увлечь ребят историей родного края. Для школьников средней и старшей возрастных групп нужно было написать своего рода энциклопедию, которая включала бы все основные моменты развития Самарской губернии в пространстве и времени. Хотелось также научить ребят методике самостоятельного поиска и анализа данных.

Писать рассказы для младшей школы взялся Олег Московский. Он также автор эпиграфов, предваряющих каждый рассказ. Эпиграфы являются начальной частью не только рассказов, но и параграфов в учебном пособии для основной школы.

Олег Московский, кандидат филологических наук, доцент:

– Для рассказов требовался особый стиль, сочетающий художественные приемы с академичностью изложения учебного материала. Текст сопровождался красочными иллюстрациями и картами, после каждого рассказа следовали словарь с историческими терминами, а также вопросы и задания, направленные на проверку понимания прочитанного и развитие познавательного интереса. Заключительный рассказ – это идея Галины Ефимовны – назвали «Рассказ, который напишешь ты сам». Он итожил пройденный материал и подводил ребят к выводу, что они, ученики, являются наследниками славных дел наших предков и их продолжателями.

Лариса Ремезова, старший методист Центра развития образования:

– Существенная особенность курса для учеников 3-4 классов состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. В процессе изучения «Рассказов по истории Самарского края» младшие школьники используют умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

Как научить мыслить самостоятельно

Общими усилиями первую часть учебного пособия авторы подготовили к печати уже к апрелю. Но работу нужно было продолжать, тем более, что во второй части «Истории Самарского края», начинавшейся с великих реформ 1860-1870-х годов и образования первого в Российской империи Самарского земства, нужно было осветить такие сложные темы, как революции начала 20 века, Гражданская война, распад Советского Союза. Галина Ефимовна рассказывает, что за короткий срок авторский коллектив систематизировал огромный объем материала для основной школы. Руководитель проекта совместно с профессором Александром Репинецким много работала над тем, с чего начать повествование, как правильно выстроить тематический план.

Александр Репинецкий, проректор по научно-исследовательской работе СГСПУ:

– В итоге решили начать с географии Самарского края, представленного как наша малая Родина. Наглядно показали, как происходила колонизация Поволжья и как в ее процессе разные народы учились жить в мире и дружбе. Рассказали, какой вклад каждый из них внес в развитие Самарского края, в его культуру. Было интересно рассказать школьникам, как складывался наш, самарский, характер. Очень старались отойти от «самароцентризма», по возможности изложив историю возникновения других городов и сел нашей области.

Козловская подчеркивает, что составленные авторским коллективом учебники отличаются от некоторых других региональных проектов, в которых повествование доведено до Средних веков, своей завершенностью. Охват тем огромен – от древней истории Самарского края до современной жизни Самарской области. Это не случайно. Авторы старались дать детям целостную картину прошлого и настоящего нашего края, пробудить познавательный интерес к краеведению и желание делать выводы на основе изученного материала и мыслить самостоятельно.

В «Истории Самарского края» для средней и старшей школы вводится рубрика «Изучаем источник». Она содержит тексты подлинных документов. Благодаря этому подростки учатся работать с первоисточниками. В конце книги дан список тем для проектной и исследовательской деятельности.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!