Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Школа №4 имени Н.В. Абрамова. Передовые технологии с нежной душой

19 ноября 2018
Раздел: Свет учения
Просмотров: 714
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Поделиться:
Школа №4 имени Н.В. Абрамова. Передовые технологии с нежной душой
19 ноября 2018
Раздел: Свет учения
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 714
Поделиться:

«Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
К.Д. Ушинский.

Дух времени

Есть в городе Тольятти одна небольшая школа с тихим, уютным двориком. Когда мы подъезжали к школе, издалека увидели бегающих среди деревьев ребят, ловящих последние теплые деньки.

Наверное, каждое учебное заведение, как и любой человек, обладает своим неповторимым характером. Где-то чувствуется мощь и сила, где-то – высокий статус, престиж; в других заметен волевой характер и стремление быть лидером во всем.

Как только попадаешь в школу №4, сразу чувствуешь ее душу: заботливую, любящую, нежную, словно руки матери. В каждом сотруднике есть какой-то внутренний свет, будь то учитель, охранник или директор. Это ощущение витает в воздухе, этим пропитаны ее стены.

Едва уловимый дух времени царит во всем.

Школа №4 – это старейшая школа города с богатейшей историей. Это была первая школа, построенная в новом Тольятти. Дело в том, что в старом, теперь уже затопленном городе работали школа №1, из которой на фронт ушел первый «огненный выпуск», сменив ранцы на пулеметы, начальная школа №2 и школа №3, расположенная в барской усадьбе. Вторую школу закрыли, а в новом городе (так тогда называли Центральный район) на перекрестке улиц Советская и Комсомольская в сентябре 1953 года открыли среднюю школу №4.

Директор школы – кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования Людмила Александровна Скопцова – рассказала удивительную историю своего первого знакомства со школой: «Мама с папой еще в молодости уехали осваивать целину в Казахстан. Там я и родилась. После того, как окончила Кокшетауский педагогический университет, начала трудовую деятельность в школе, номер которой был тоже 4. А потом меня, как истинного учителя русского языка и литературы, потянуло к Волге. И каково же было мое удивление, когда я переехала в Тольятти и увидела здесь школу №4 с таким же типовым зданием, как и школа №4 в городе Кокшетау, где я работала. Это судьба!»

«Школа небольшая, здания старые, с вытекающими отсюда проблемами, но это не мешает вести образовательный и воспитательный процесс, а в какой-то мере, даже наоборот, воспитывается патриотизм, закладывается преемственность, прослеживается связь поколений», – говорит Людмила Александровна.

Увлеченная своим делом, инициативная, целеустремленная и энергичная, Людмила Александровна сумела заразить своими идеями и дружный педагогический коллектив школы.

«Поскольку я приезжая, мне очень хотелось, чтобы этот город стал для меня родным, поэтому стремилась к тому, чтобы сделать что-то важное для людей, для Тольятти. Я вижу в этом свою миссию. Все нужно делать так, чтобы привнести что-то полезное, почувствовать себя и город единым целым», – говорит Людмила Александровна.

Ей очень хотелось создать что-то уникальное, разработать необычный проект, подобного которому нет ни в одной другой школе, хотелось, чтобы о школе заговорили.

Понятно, что гимназии, лицеи славятся своими достижениями в области образования, из года в год приумножая их. «В статусных школах детей учат набирать высоту. Мы же, кроме этого, учим их летать. Спектр действий шире, а «лавров» меньше, – признается Людмила Александровна. – Макаренко работал с более сложным контингентом и в более тяжелое время, но это не помешало ему стать великим».

Вскоре случилась знаковая встреча Людмилы Александровны Скопцовой с Натальей Михайловной Ланковой, директором Тольяттинского краеведческого музея, которая предложила открыть музей образования. «Эта идея давно витает в воздухе», – сказала она.

Идеей загорелся педагогический коллектив. Действительно, создать на базе старейшей школы города музей, что называется, сам Бог велел. Но хотелось, чтобы это был не просто школьный музей, а солидное научно-познавательное учреждение, поэтому работа по созданию «Музея образования» идет рука об руку с Краеведческим музеем.

После получения одобрения Департамента образования начался сбор экспонатов. В Тольятти с экспонатами сложно, потому что город был перенесен на новое место, и жители переезжали, взяв только самое необходимое. К тому же большинство современных тольяттинцев – люди приезжие, прибывшие к новому месту жительства с одним-двумя чемоданами. Естественно, в таких условиях речь не идет о большом количестве старинных вещей, особенно из области образования. К сбору экспонатов активно подключились жители Самары, оказав неоценимую помощь.

Когда этот механизм заработал, его уже было не остановить. Весь коллектив школы, родители, учащиеся подключились к разработке, а потом и реализации концепции музея.

«Я была в музеях образования нескольких городов – Москвы, Новокуйбышевска… Перечитала все, что есть в Интернете, и в итоге пришла к выводу, что все музеи этой отрасли прямо или косвенно говорят об образовании, но нет ни одного, который показал бы, что значит образование в жизни каждого человека», – говорит Людмила Александровна Скопцова.

Так появилась идея создать на базе школы №4 научно-просветительский комплекс «Музей образования», охватывающий сразу несколько направлений.

Одно из них – создание клуба ветеранов.

Это место, где собираются ветераны городского образования. Люди, посвятившие свою жизнь учительству, помогают восстановить историю городского образования, рассказывают о своих коллегах – интереснейших людях, делятся своими воспоминаниями не только друг с другом или с приглашенными на встречи представителями городской власти, но и со школьниками. Преемственность поколений – это важный момент в воспитании будущих граждан страны, и здесь он активно культивируется.

Педагогический коллектив школы №4 очень внимательно относится к ветеранам педагогического труда, к их огромному опыту и мастерству. Уже стали традиционными торжественные мероприятия с их чествованием, концертной программой и чаепитием. А недавно во дворе начальной школы силами ветеранов была посажена липовая аллея.

Еще одно направление научно-просветительского комплекса – открытый образовательный лекторий.

Жители микрорайона, учащиеся школы и просто желающие поучаствовать могут прийти в «Музей образования» и совершенно бесплатно послушать лекцию на интересную для них тему.

Найти лекцию по душе несложно, потому что их тематика разнообразна: от психологии, физики, литературы до уфологии и вопросов нравственности в семье. Как показала практика, такие мероприятия полюбились жителям микрорайона и стабильно собирают полные залы слушателей.

Следующее направление работы музейного комплекса – сбор информации по истории учебных заведений (от детских садов, школ… до вузов) города Тольятти и формирование банка данных в одном месте. Собрать и зафиксировать, запечатлеть историю городского образования: от истории каждой образовательной организации до всей системы городского образования, – одна из основных задач этого направления. А еще очень важно сохранение памяти о самых ценных годах жизни каждого человека – молодости. Нередко случается, что проходит реорганизация школ, какие-то учебные заведения и вовсе закрываются, и память о них стирается. А вот в Музее образования история таких учреждений будет обязательно запечатлена. В научно-просветительском комплексе собранные материалы загружены в тач-панель, и всегда можно найти информацию обо всех сотрудниках своей школы, посмотреть фотографии. А историки и краеведы получили ценный ресурс для исследований.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!