Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

И жизнь, и судьба – университет. 30 лет университету Наяновой

14 октября 2018
Раздел: Юбилей
Просмотров: 3399
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Поделиться:
И жизнь, и судьба – университет. 30 лет университету Наяновой
14 октября 2018
Раздел: Юбилей
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 3399
Поделиться:

Университету Наяновой тридцать лет. Уникальное высшее учебное заведение, созданное Мариной Венедиктовной Наяновой по заказу правительства по авторской научно-педагогической модели в другой стране, в другой социально-экономической ситуации, не просто выжило, – несмотря ни на что, окрепло и стало для Самарской губернии таким же общепризнанным брендом, как песня про Самару-городок, как Волга, как Жигулевские горы.

За эти тридцать лет Университет Наяновой вошел в жизнь каждого самарца. Кто-то учился здесь, у кого-то здесь учились или учатся дети, у кого-то – внуки, у кого-то – дети друзей, или знакомых, или соседей. Научный авторитет Университета Наяновой признан и в России, и за ее пределами.

Каждый день каждый из нас открывает в жизни что-то новое. Каждый день каждый из нас чему-то учится. В Университете Наяновой в буквальном смысле этого слова занимаются непрерывным образованием. Философия Университета Наяновой – в плавном переходе от одного образовательного этапа к другому: от дошкольной подготовки – к общеобразовательной, а от нее – к высшей школе, к аспирантуре и докторантуре, к возможности получения второго высшего образования за рубежом. При такой системе обучения ребенок проводится педагогами по всем этапам обучения буквально «за руку», отслеживается и пополняется знаниями каждый момент в образовании и воспитании. Выстроенная в Университете Наяновой система образования работает слаженно и дает высокий результат.

Марина НАЯНОВА, ректор СГОАН, кандидат педагогических наук, доктор экономических наук:

– В 1988 году я руководила единственной тогда в городе лабораторией психолого-педагогических исследований. Накануне Пленума КПСС, посвященного реформе школы, мне дали задание подготовить предложение по приостановке пробуксовывания реформы школы. Я думала о том, как можно образовывать детей, которые опережают время. Так и возникла абсолютно новая модель учебного заведения для обучения одаренных детей. Сегодня наш Университет отмечает тридцатилетие.

Для педагогики эксперимент должен быть длиной в двадцать семь лет, как минимум, и тогда он дает результат. Когда об этом начинаешь говорить предпринимателям, чтобы они вкладывались в личность, то им оказывается это не выгодно, долго ждать отдачи они не хотят. Это может делать только государство, оно должно заботиться о себе. Самарская область о себе заботится.

Марина Венедиктовна Наянова считает, что школа должна в первую очередь развивать в ребенке личность, творческое начало, интерес к учебе, а уже затем оценивать уровень знаний по пятибалльной системе. Так Наяновой была разработана оригинальная идея, а вместе с ней и учебные планы, программы, положение о школе нового типа, о комплексе непрерывного образования, где ребенок мог бы пройти весь путь от первоклассника до кандидата или доктора наук.

Благодаря поддержке руководства ЦСКБ «Прогресс», Марина Наянова «вахтовыми» самолетами едва ли не через день летала в Москву на утверждение, защиту, продвижение идей, подписание различных документов. В результате было принято решение об открытии вуза под названием «Самарский муниципальный комплекс непрерывного образования «Университет Наяновой».

Марина НАЯНОВА, ректор СГОАН, кандидат педагогических наук, доктор экономических наук:

– Мы с Олегом Николаевичем Сысуевым, который в то время был мэром города, думали, как в наше время представим такое название людям! Мы с этим не спешили. Документы уже были готовы, а табличку все не вывешивали. Честно говоря, я немного боялась. И вот к нам летят первые гости, американцы, люди конкретные. Как написано в документе – так должно быть и на доме. Помню, буквально за ночь мы вешали табличку с названием. Мы защищали нашу концепцию на Коллегии Министерства образования Российской Федерации, она была принята для распространения по стране.

Для Марины Венедиктовны Наяновой сотрудники университета и студенты – одна большая семья, а учебные корпуса университета – их общий дом. Все здания – памятники архитектуры со своей историей. Двухэтажный корпус №1 на площади Куйбышева в Самаре давно окрестили «Теремком». Корпус №2 на улице Молодогвардейской, 196 по-прежнему называют «Госпиталем», хотя это здание тоже строилось в девятнадцатом веке для женской гимназии, а эвакогоспиталь был расположен в нем в годы Великой Отечественной войны. У корпуса на Ярмарочной, 17 своя история...

1989 год – формирование коллектива педагогов-единомышленников.

С каждым будущим сотрудником Марина Венедиктовна Наянова встречалась лично. Параллельно с набором преподавателей – зачисление первых полутора сотен учеников в первый, пятый, седьмой и десятый «А» и «Б» классы. Базой для нового колледжа стала средняя школа №63 с математическим уклоном.

Ирина КОГАН, кандидат филологических наук, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы СГОАН:

– Университет создавался как совершенно уникальное учебное заведение. История начиналась в школе №63, с кабинета №13, где дети учились практически в три смены один класс за другим. Это было совершенно невероятное место! В конце восьмидесятых годов нельзя было поверить, что из этого вырастет что-то грандиозное! Здесь нужно в первую очередь отметить личность Марины Венедиктовны. Когда-то Герберт Уэллс назвал Ленина кремлевским мечтателем. Марина Венедиктовна тогда производила такое впечатление.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!