Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Мой первый учитель

5 сентября 2019
Просмотров: 569
Рейтинг: +11
Голосов: 11

Поделиться:
5 сентября 2019
Рейтинг: +11
Голосов: 11

Просмотров: 569
Поделиться:

Первым моим учителем была Полина Николаевна. Она, настойчивая, требовательная, старалась выучить нас, учеников, отличниками. Усердно показывала, как надо лучше писать цифры, объясняла, как выполнять арифметические действия, как писать буквы, как из букв слагать слова и читать. Она иногда твердила нам: ученик, получающий двойки или тройки — лентяй. И всегда нашим родителям на школьных собраниях говорила: каждый ребенок от природы способный. Но для развития способностей необходимо прививать детям трудолюбие к занятиям.

Во втором классе я уже читал не по слогам. Читал быстро, бойко, без запинок и писал без ошибок. Учитель стала ставить меня в пример моим одноклассникам. А когда был открытый урок чтения, всегда вызывала к доске, как лучшего чтеца, читать какой-нибудь рассказ или сказку. Особенно мне нравилось читать «Сказку о рыбаке и рыбке», которую написал Александр Сергеевич Пушкин. Её содержание произвело на меня очень сильное впечатление. Один раз после прочтения сказки на уроке я стал мысленно размышлять: «Почему старик и старуха работали не покладая рук, но не могли заработать денег на постройку новой избы?» И, не найдя ответа, на уроке задал этот недетский вопрос учителю. Внимательно взглянув мне в глаза, она ответила:

— В те давние времена население Российского государства делилось на сословия. Бояре, князья, воеводы были богатыми людьми. А старик и старуха считались крепостными. Kрепостные были

бесправными, подневольными и работали на помещиков бесплатно.

Потом я снова настойчиво спросил:

— Почему с каждым разом требования старухи возрастали все больше и больше?! Сначала она заставила старика попросить у рыбки корыто, затем новую избу… но этого показалось ей мало?!

Глубоко вздохнув, Полина Николаевна мне объяснила:

— Старуху обуяли простая человеческая скупость, жадность и беспредельное стремление к наживе.

Тогда я высказал свое предположение:

— Может, старуха своими просьбами хотела устранить социальное неравенство между крепостными и боярами.

— Нет, старуха заставляла старика просить золотую рыбку только для исполнения своих личных желаний! — возразила Полина Николаевна. И, положив на стол классный журнал, продолжила:

— Вот если бы она попросила золотую рыбку, чтобы все люди в Российском государстве жили не в лачугах, а во дворцах, не имели бы недостатка в еде, одежде… То тогда другое дело.

Потом я задал другой вопрос:

— Почему золотая рыбка, обладающая таким сильным волшебством, не смогла выбраться из невода?!

И на этот вопрос Полина Николаевна тоже сразу ответила:

— Освободиться из невода золотая рыбка могла бы в любую минуту, думаю: рыбка умышленно попалась в невод! А знаешь почему?!

— Нет, не знаю! – растерянно произнес я.

— Чтобы сделать жизнь старика и старухи лучше. Понятно?! – добродушно произнесла она.

— Понятно! — согласился я.

— Вот давай вспомним, как там написано! – и, раскрыв книгу, прочитала вслух: — Рыбка взмолилась человечьим голосом: " Отпусти ты старче меня в море, дорогой за себя дам откуп: откуплюсь, чем только пожелаешь..."

— Выходит, в откупе заключена суть помощи. Возразить вашим рассуждениям нечем! — сделал я вывод.

— Верно рассуждаешь! Откуп — это и есть суть помощи от бездолья. Золотая рыбка исполняла все желания для того, чтобы старик и старуха выбрались из постоянной нужды! — пояснила учитель и, наклонившись ко мне, спросила: — Как называется эта книжка?!

— Сказка о рыбаке и рыбке! — отчеканил я.

— Вот именно, что это не документальная повесть о реальных событиях, а сказка!

Вдруг в коридоре прозвучал звонок — урок закончился. Быстро сложив в портфель книги и тетрадки, я вышел из школы. Солнце по-осеннему грело стылую землю, дремлющие дома и высокие деревья, которые заметно пожелтели. Я остановился и посмотрел на безоблачное, широкое небо. И мне показалось, что оно очень похоже на синее море, где старик поймал золотую рыбку, которая помогала ему и старухе выбраться из нужды.

Комментарии (27)
Людмила Ткаченко #    5 сентября 2019 в 21:38
Ну, вот я и получила ответ на вопрос, мучивший меня с детства "Почему золотая рыбка, обладающая таким сильным волшебством, не смогла выбраться из невода?! "))) у нас в школе дискуссии на подобные темы не приветствовались - написано, значит, не могла))) эх, где бы взять такую Золотую рыбку, хотевшую помочь выбраться из нужды))) Вот Пушкин - гений - написал такую сказку, что люди уже два века читают и мечтают о такой рыбке)) И сказка замечательная, и Ваш рассказ, Александр, замечательный!) Мой + и удачи в конкурсе!)
Александр Шайкин #    5 сентября 2019 в 21:54
Да, сказки Пушкина во все времена будут актуальными... Дорогая Людмила, спасибо за комментарий и оценку. Благодарю за внимание и доброе пожелание.
Татьяна Ларченко #    5 сентября 2019 в 22:32
Чудесный рассказ Александр! Мне вообще нравятся ваши рассудительность, логика, лиричность повествования. А какой красивый финал: "Я остановился и посмотрел на безоблачное, широкое небо, показавшееся мне похожим на синее море, в котором старик поймал золотую рыбку, так хотевшую помочь ему выбраться из нужды."! Благодаря вашей любознательности весь ваш класс, а теперь и мы узнали, почему всемогущая Золотая рыбка не могла выбраться из стариковских сетей. Такая у нее миссия... Удачи вам в конкурсе!
Александр Шайкин #    6 сентября 2019 в 05:55
Дорогая Татьяна, конечно, золотая рыбка, владеющая волшебством , могла бы в любой момент порвать сети и выбраться в синее море... Спасибо Вам, что зашли и прочли рассказ! Благодарю за внимание, комментарий и оценку!
Лидия Павлова #    6 сентября 2019 в 11:17
Вот! Дорогая Татьяна, вы нашли точное слово для объяснения: "такая у неё миссия". Миссия! Это объяснение, конечно, не годится для второклассника, но для объяснения взрослому человеку -самое точное. У каждого пришедшего на эту землю, есть своя миссия...
Геннадий Зенков #    6 сентября 2019 в 04:08
Александр, по вашему рассказу я понял, что вашим первым учителем была не только Полина Николаевна, но и сам Александр Сергеевич, который незримо стоял за её спиной... +!
Александр Шайкин #    6 сентября 2019 в 06:08
Да. Полина Николаевна была первым учителем. Она научила меня читать, писать, чтобы я мог самостоятельно познакомиться с творчеством гениального поэта и прозаика А.С. Пушкина... Геннадий, спасибо за комментарий и оценку!
Наталья Максимова #    6 сентября 2019 в 07:58
С удовольствием прочитала ваш рассказ, Александр! И вспомнила сказку Пушкина. Всегда воспринимала её только как поучительную (о жадности старухи) и не задумывалась, почему же всесильная рыбка не выбралась из невода. А теперь знаю laugh
Большой плюс рассказу, а вам, Александр, удачи в конкурсе!
Александр Шайкин #    6 сентября 2019 в 08:15
Дорогая Наталья, спасибо, что зашли и прочли рассказ. Благодарю вас за комментарий, доброе пожелание и оценку!
Лидия Павлова #    6 сентября 2019 в 10:58
Александр, вы прямо потрясли, сразили меня этим рассказом! Такая любознательность, логика, умение рассуждать, и не детская глубина мысли в столь раннем возрасте! Я вот никогда, кажется, не задумывалась, почему рыбка не выбралась из сети самостоятельно, да и над всеми остальными вопросами, которые возникли у вас, ученика второго класса. И эта настойчивость в выяснении интересующего мальчика вопроса! Здорово! И ещё мне очень понравилась ваша учительница. Это Учительница с большой буквы. Столько доброжелательности, такая терпеливость по отношению к маленькому "приставучему" почемучке! И так хорошо, так доступно она всё объяснила ему.
Рассказ замечательный! Желаю вам удачи в конкурсе! ++++
Александр Шайкин #    6 сентября 2019 в 11:07
Дорогая Лидия, да, мой первый учитель была замечательная, терпеливая... И знала свою профессию на отлично... Спасибо, что зашли и прочли рассказ. Благодарю вас за комментарий, доброе пожелание и оценку!
Елена Рехорст #    6 сентября 2019 в 13:43
Рыбка могла выполнить любое желание только находясь в родной стихии, то есть в море. Для этого ей нужно было совершить определённый ряд движений, см.сказку. Попав в сеть она утрачивала эту силу. Это объяснение мы получили от нашей учительницы, и оно мне нравится больше, извиняюсь Александр, чем объяснение Вашей учительницы. А вообще, это только сказка! Замечательный рассказ! +
Александр Шайкин #    6 сентября 2019 в 14:40
Рыбка была умной. Значит, заранее могла предугадать и просчитать события. Не даром говорят: умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт... И ещё, возможно, у неё был какой-то другой вариант спасения, который она держала в запасе на всякий пожарный случай. И который она держала в секрете, чтобы никто не знал её слабое место. Дорогая и милая Елена, спасибо за скрупулезное прочтение, тщательный комментарий и оценку!
Вениамин Побежимов #    6 сентября 2019 в 15:15
Все мы иногда мечтаем о такой рыбке. Рассказ и Пушкин оценил бы, написано превосходно!+
Александр Шайкин #    6 сентября 2019 в 15:43
Вениамин, спасибо, что зашли и прочли рассказ. Благодарю Вас за комментарий, доброе пожелание и оценку!
Наталия Мосина #    6 сентября 2019 в 20:20
Александр, я тоже размышлял об этой сказке, почему всё так, а не иначе? Много позже поняла, что Пушкин - большой знаток жизни, человеческих сердец, да ещё умевший об этом сказать так, что берет за душу... Спасибо вам за замечательный рассказ!!! +++
Александр Шайкин #    6 сентября 2019 в 20:46
Вот поэтому Пушкин благодаря своей прорицательности и знанию людских душ достиг таких больших поэтических и писательских вершин... Дорогая Наталия, спасибо за комментарий и оценку!
Марат Валеев #    7 сентября 2019 в 07:36
Какой настырный, дотошный мальчик! Я думаю, если бы он жил при Пушкине и каким-то образом смог с ним встретиться, он бы вынудил Александра Сергеевича переписать свою сказку - в пользу всех нуждающихся, а не только Старика и Старухи! laugh
Александр Шайкин #    7 сентября 2019 в 08:13
Несомненно. Этот настырный мальчик обязательно
попросил бы А.С. Пушкина переписать сюжет сказки в пользу всех остальных нуждающихся... Марат, спасибо за комментарий и оценку!
Галина Червова #    11 сентября 2019 в 09:27
Спасибо за рассказ, Александр. Интересный сюжет, поучительный для всех живущих на земле. Удачи вам в конкурсе и всех благ в жизни!
Александр Шайкин #    11 сентября 2019 в 09:31
Дорогая Галина, спасибо за комментарий, доброе пожелание и оценку!
Людмила Дымченко #    13 сентября 2019 в 07:37
Бывают же такие умные дети! И мудрые учителя!)
Александр, спасибо!
Александр Шайкин #    13 сентября 2019 в 08:01
Дорогая Людмила, спасибо большое, что зашли и прочли рассказ. Благодарю Вас за комментарий, доброе пожелание и оценку!
Муса Туяков #    15 сентября 2019 в 21:22
Рассказ от первого лица получился замечательным и поучительным! Сегодня дети, таких вопросов бы не задавали, так мне кажется! Удачи, Вам!
Александр Шайкин #    15 сентября 2019 в 22:04
Муса, спасибо большое, что зашли и прочли рассказ. Благодарю Вас за комментарий и доброе пожелание!
Зинаида Дмитриева #    вчера в 15:06
Спасибо, Александр за поучительный рассказ и за любознательного,но немного дотошного ученика. Диалог просто потрясающий! Успеха вам! +
Александр Шайкин #    вчера в 15:12
Дорогая Зинаида, спасибо за комментарий. Всего самого доброго вам.