img

Клуб коммунистов

Улица Куйбышева (исторические названия – Казачья, Дворянская, Советская), д. 92 – бывшее здание Волжско-Камского коммерческого банка, в котором размещались Клуб коммунистов и редакция журнала «Красная Армия», бывали Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский, В.В. Каменский, М. Андерсен-Нексё.

Давид Давидович Бурлюк (1882–1967) – поэт, литературный и художественный критик, мемуарист, полемист, художник, издатель, один из творцов русского футуризма как самостоятельного направления в художественной культуре XX века. Именно в русле футуристического искусства складывались уникальная творческая индивидуальность и новаторская устремлённость Владимира Владимировича Маяковского (1893–1930), лучшие строки которого – «поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь» (Б.Л. Пастернак). А своим учителем В.В. Маяковский считал именно Бурлюка: «Всегдашней любовью думаю о Бурлюке. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. (...) сделал меня поэтом».

Впервые они побывали в Самаре в феврале-марте 1914 года в рамках гастрольной поездки по провинции пользовавшихся тогда скандальной славой футуристов, среди которых был и Василий Васильевич Каменский (1884–1961) – поэт, драматург, прозаик, один из зачинателей отечественной авиации, смелый экспериментатор в словесном искусстве; с его именем связано утверждение в языковом обиходе слова «самолет». Спустя три года Д.Д. Бурлюк приехал в Самару вместе с тем же В.В. Каменским и С.Д. Спасским. Тогда в просторных залах банка проходила выставка, где экспонировалось 150 картин Д.Д. Бурлюка и его матери Л.И. Махневич. Во вступительной статье выпущенного типографией П.Г. Петрова каталога он развивал некоторые концептуальные представления об искусстве как художественной деятельности. В те дни страна, пережив крушение империи, стремительно двигалась к очередным революционным потрясениям и ожесточённому гражданскому конфликту. В конце концов, дом на Дворянской, ставшей Советской, обрёл утвердившихся хозяев. Ими стали руководящие административно-политические органы новых властей. А в ноябре 1918 года на втором этаже открылся городской Клуб коммунистов; среди участников посвящённого этому событию концерта были В.В. Куйбышев и М.П. Герасимов, прочитавшие свои стихотворения. Вскоре клуб стал одной из популярных площадок литературной жизни Самары.

В начале декабря 1922 года там прошел музыкально-поэтический вечер в честь датского прозаика, публициста, общественного деятеля М. Андерсена-Нексё, активно помогавшего жертвам катастрофического голода в Поволжье, в частности, одному из детских домов в Самаре (мемориальное здание – улица Галактионовская, д.21), которому даже было присвоено его имя.

В конце января 1927 года в Клубе коммунистов выступил В.В. Маяковский, вновь оказавшийся в Самаре во время большого турне по СССР. В программе – доклад о «левой» литературе, чтение стихотворений, ответы на вопросы слушателей. Тогда в разных аудиториях Самары прошли ещё три встречи очень популярного писателя с читателями.

Ещё одна страница в литературной летописи дома в центре старой Самары, принадлежащего ныне художественному музею, связана с редакцией литературно-художественного журнала «Красная Армия». Он издавался в марте-октябре 1919 года агитационно-просветительским отделом Самарского губернского военного комиссариата под руководством А.Я. Дорогойченко – прозаика, поэта, журналиста, в творчество которого развернулся диалог русской и мордовской культурных традиций. Среди авторов были ведущие самарские писатели того времени – М.П. Герасимов, Я.М. Тисленко и другие. Облик журнала во многом определялся плодотворной творческой деятельностью А.С. Неверова (Скобелева). В частности, он опубликовал на его страницах интересные рассказы «Я хочу жить» и «Красноармеец Терехин», во многом программную статью «О чём писать и как писать».

Клуб коммунистов
ул. Куйбышева, 92