img

Куйбышевская (Самарская) писательская организация

1934-1984

Угол улиц Чапаевской (историческое название – Николаевская) и Красноармейской (исторические названия – Песчаная, Алексеевская), улица Красноармейская, д.17 – здание, в котором размещались Куйбышевская (Самарская) писательская организация и Профком литераторов Куйбышевской (Самарской) области.

В середине 1934 года вступил в завершающую фазу запущенный Постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» процесс создания единого Союза советских писателей СССР и отделения в Средне-Волжском крае. В июне состоялось заседание специальной региональной комиссии по приему в его члены. Ими тогда стали: М.Е. Бритов, Н.А. Морозов, В.З. Иванов-Паймен, А.П. Савватеев; кандидатами – А.И Рутько, В.А. Багров (Бестеменников), С. Шавлы (С.А. Шумков) и другие. С 8 по 12 августа 1934 года в самарском Дворце Труда (ныне – улица Куйбышева, д.90) заседал I краевой съезд писателей Средней Волги, избравший делегатов с правами решающего и совещательного голосов на созывавшийся в том же месяце общесоюзный форум. Первым в ряду руководителей региональной писательской организации (Средневолжского отделения ССП СССР, впоследствии – областного отделения (организации) Союза писателей СССР (РСФСР) стал плодотворно работавший в мордовской, пензенской и самарской печати, прозаик, журналист, известный собиратель и исследователь мордовского фольклора И.И. Куликов, За ним последовали В.З. Иванов-Паймен, А.П. Савватеев, П.П. Вишнев, В.Е. Козин, Н.В. Борисов, В.Г. Корнилов, П.Ф. Лосев, М.Я. Толкач, Е.В. Лазарев. В начале XXI века эстафету принял А.В. Громов – прозаик, автор книг «Легкое терпкое вино», «Слава Богу за всё. Записки паломника» и других, лауреат Губернской и литературных премий, член Правления Союза писателей России. Возникновение, становление и эволюция организации неотделимы от исторического процесса – тугого сплетения взлётов и падений, свершений и потерь, разрушительных конфликтов и трагедийных столкновений индивидуума и социума, обусловленных всеобъемлющим кризисом гуманистических ценностей. Неудивительно, что в какой-то момент (а именно в конце 30-х годов ХХ века) вся писательская организация съежилась до одного действительного члена, двух кандидатов и немногих литераторов-спутников. Все остальные или погибли, или находились в заключении. Не миновали ее и тенденции, связанные с поиском и обличением всего, что не вписывалось в прокрустово ложе догматических социально-политических доктрин и клише. Приведём отрывок из воспоминаний поэта и прозаика, участника и инвалида Великой Отечественной войны, руководителя легендарного Клуба красных следопытов «Десант» Р.Я. Евилевича: «До 1951 года я состоял на учёте в партийной организации (...) отделения Союза писателей. В страдную пору массового избиения «безродных» мне «посчастливилось» повариться в кипящем котле «общенародного гнева». Поразил меня выбор «ведьмы» – не какого-нибудь маститого доктора филологии, а молодого учителя Льва Прессмана. (...) Наперекор невзгодам, он блестяще успевал и в учёбе, и на литературоведческом поприще, (...) то, что я услышал (...), настолько ошеломило, что я попросил слова. Председатель (…) любезно предоставил мне возможность внести свою лепту в «святое дело борьбы с безродными космополитами». Увы, я не оправдал надежд инквизиторов. Не стоило никакого труда доказать нелепость обвинений. (…) Я закончил крамольную речь тирадой, соответствующей характеру аудитории и ссылкой на гениальное определение роли советских писателей, данное «Великим Сталиным». Но в своей интерпретации:

- Вы не инженеры человеческих душ, – бросил я охотникам на «ведьм», – скорее, вы - кочегары, швыряющие в топку живую душу!

В писательском галдеже я, разумеется, ничего не разобрал. Однако не сомневался: и моя душа – на адовой сковороде. (…) Обедню я всё-таки испортил».

Но все-таки региональная писательская организация даже в самые трудные, тяжелые времена оставалась одним из центров творческого поиска и культурного созидания, так или иначе прокладывала всё новые и новые мосты, связывавшие творческие индивидуальности художников слова с читателями, пространствами жизни города и всего края. Именно это происходило, например, в 1986 году, когда с огромным успехом прошли посвященные 400-летию Самары Дни советской литературы, собравшие несколько десятков съехавшихся со всей страны писателей, среди которых были В.Г. Распутин, С.П. Залыгин, Ч.Т. Айтматов, Ю.В. Бондарев, П.Л. Проскурин... В 1960 году под руководством члена Литературного фонда СССР В.Е. Козина, члена Союза театральных деятелей СССР (России), заслуженного работника культуры России В.И. Молько, члена Союза писателей СССР (России), заслуженного работника культуры России М.Я. Толкача был создан Профессиональный комитета (Профком) литераторов Куйбышевской (Самарской) области. Он объединил различные формы социокультурной практики с региональным профсоюзным движением. В его состав входили не только представители писательской организации, но и другие плодотворно работавшие и широко публиковавшиеся местные литераторы. Например, писатель-краевед, сценарист, журналист К.И. Шестаков, литературный и художественный критик, журналист Г.К. Шабанов (Г. Костин), литературовед, литературный критик, поэт, краевед Ю.Б. Орлицкий и другие. В 1984 году писательские объединения переехали в открывшийся на улице Самарской Дом литератора.

Куйбышевская (Самарская) писательская организация
ул. Чапаевская/Красноармейская, 17