img

Куйбышевский (Самарский) телерадиоцентр

открылся в 1957

Улица Советской Армии (исторические названия – Архангельская, Свердлова), д.205 – комплекс Куйбышевского (Самарского) телерадиоцентра, где размещалась студия Куйбышевского (Самарского) телевидения.

Центр был открыт на исходе 1957 года, тогда же проходила апробацию приёмно-передающая аппаратура; в начале весны следующего полностью принят в эксплуатацию. А самая первая телепередача (как можно предположить) была принята в Самаре в 1935 году Г.А. Добрыниным на телевизор, собранный собственноручно. С момента появления телевидение привлекало к себе писательское внимание. По мере массового распространения ТВ оно углублялось. И быстро набиравшая высоту куйбышевская студия опиралась на опыт литературного искусства. В ряду её редакций (пропаганды, промышленности, новостей и других) прочно утвердилась и громко заявляла о себе литературно-драматическая. Заметную роль в формировании местного телевидения как самостоятельного явления региональной культуры сыграл главный редактор студии в первой половине 1960-х годов, прозаик, публицист, журналист, сценарист Е.Е. Астахов. В разные годы там плодотворно работали Э.М. Кондратов, В.А. Сокольников, В.И. Кожемякин, И.А. Арсентьев (Чернец) и другие писатели-самарцы, чьи имена были на слуху у читателей. Яркие страницы диалога телевидения с литературой связаны с пришедшим на студию из театра режиссёром В.Г. Недолужко, энергично «искавшим возможности проявить себя в создании спектаклей, драматических телевизионных постановок. Человек с высшим театральным образованием, высокой культуры, вкуса, больших организаторских способностей, он быстро вписался в творческую жизнь коллектива. Правда, любил пошуметь, повздорить. Но эту ералашность характера приходилось прощать. Когда Недолужко брался за крупную, серьезную работу, всё наносное у него отходило в сторону. Трудился он самозабвенно» (К.И. Шестаков).

Результатом именно такого труда стал многосерийный фильм «Тревожные ночи в Самаре», поставленный В.Г. Недолужко по сценарию В.А. Сокольникова и Э.М. Кондратова. Он обозначил важный этап эволюции не только самарского телевидения. Обрел широкую зрительскую популярность, неоднократно демонстрировался на голубых экранах. Примечательна и судьба сценарного текста. Творчески осмыслив стилевую специфику телевизионного повествования. Э.М. Кондратов трансформировал сценарий в повесть-хронику, из которой затем вырос роман «Тревожный год». Лучшие передачи, фильмы, спектакли Куйбышевского (Самарского) телевидения впечатляюще демонстрировали всю многоликость реального бытия и бытования литературы, отнюдь не сводящихся лишь только к текстам произведений. Они открывали невиданные ранее перспективы прямого контакта между писателями и аудиторией, заметно расширяли диапазон взаимной коммуникации между ними, в полной мере используя важнейшие свойства ТВ – программность, жанровое разнообразие, гибкость средств и приемов изобразительности и выразительности. Именно это было присуще, например, циклу программ «Телеагентство» «Пионерия». Его автор-создатель Б.И. Свойский, не только талантливый режиссер, но и поэт, прозаик, драматург, сценарист, органично объединил в экранном действии самые разные виды словесного искусства.

Из других ярких телевизионно-литературных событий куйбышевской телестудии можно вспомнить моносериал Льва Финка в выпусках программы «Студия-1» (редактор В.А. Добрусин). Телевизионные монологи Л.А. Финка 1988 года о жизни, литературе и репрессиях позднее трансформировались в книгу воспоминаний «И одна – моя – судьба».

Куйбышевский (Самарский) телерадиоцентр
ул. Советской Армии, 205