БАМ – 45 лет

Байкало-Амурской магистрали, знаменитому нашему БАМу – 45 лет.
Помню, как радовалась и одновременно завидовала тем, кто с первым Всесоюзным ударным комсомольским отрядом имени XVII съезда ВЛКСМ, под торжественные звуки марша, отправились на строительство железной дороги в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Запомнила, показанные в «Новостях» по центральному телевиденью сводки, об успехах бамовцев. Тогда мне, тринадцатилетней девчонке, казалось, что это чудо-богатыри долбят в горах туннели и прокладывают шпалы, порой в сложнейших геологических и климатических условиях.
Так что же такое БАМ? Байкало-Амурская магистраль – восточная часть Великого Северного железнодорожного пути, проекта 1928 года. Непростая судьба у этой грандиозной стройки.
Трасса, протяжённостью 4300 километров – от Тайшета до Советской Гавани, строился с 1938 по 1984 годы. Пролегает магистраль по территориям Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии, Якутии и Хабаровскому краю. Прокладка центральная части заняла около двенадцати лет. Самым сложным и самым длинным участком стал Северомуйский тоннель в Бурятии. Он пролёг через Северо-Муйский протяжённый хребет и введён в эксплуатацию в 2003 году. На строительство железнодорожного туннеля ушло почти двадцать шесть лет, ему присвоено имя В. А. Бессолова, под руководством которого шло это строительство.
«БАМ был не только колоссальной стройкой, но и большим вызовом для страны. Он и военно-стратегическое значение имел, и народно-хозяйственное. Работа проходила в очень сложных климатических, геологических условиях, по сути, требовала огромного напряжения сил от всего государства и, безусловно, прежде всего от тех людей, которые там работали. Безусловно, они совершили трудовой подвиг, это без всякого сомнения. К сожалению, в 90-х годах возникли трудности известные, прежде всего экономического характера, даже встал вопрос о том, нужно ли было стране так напрягаться, для того чтобы возводить эту магистраль. Но это всё с началом двухтысячных годов, в середине двухтысячных годов не только прошло, а стало очевидным, что БАМ в высшей степени востребован, но и его уже не хватает». В.В. Путин
Сейчас БАМ живёт своей жизнью, модернизируются магистрали, строятся новые, а по проложенным путям спешат поезда на другой край нашего большого Отечества. В возведённых городах кипит жизнь. В них – прошлое и настоящие связаны накрепко прочной и неразрывной нитью. И сейчас там живут и работают те чудо-богатыри, строители-первопроходцы, отмечающие в этом году 45-летия со дня начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
В 2008 году авторы-строители Байкало-Амурской магистрали, при поддержке Иркутского регионального отделения Союза писателей, создали журнал «Северо-Муйские огни». Главным редактором и его идейным вдохновителем стал поэт, прозаик, публицист, строитель БАМа – Виталий Кузнецов. Сейчас журнал, благодаря кропотливой работе творческого коллектива, известен далеко за пределами области и страны. И хочется через ваш журнал поздравить всех, кто участвовал в великой стройке с юбилеем, с 45-летием со дня начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Здоровья вам, уважаемые строители, труженики и герои! А журналу и его редакторскому составу осуществлению намеченного, вдохновения и процветания!