Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

ФЕНОМЕН НАЧИНАЮЩИХ. 3 МАРТА - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПИСАТЕЛЯ

3 марта 2020
Раздел: Новости
Просмотров: 595
Рейтинг: +7
Голосов: 7

Поделиться:
ФЕНОМЕН НАЧИНАЮЩИХ. 3 МАРТА - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПИСАТЕЛЯ
3 марта 2020
Раздел: Новости
Рейтинг: +7
Голосов: 7

Просмотров: 595
Поделиться:

Всю жизнь я помогал и помогаю творческим людям. Отказал едва ли не единственный раз. История забавная и поучительная.

Впрочем, есть и предыстория почти сорокалетней давности.

А ОН – КАК СЕРПОМ…

Помогать, находить искры у тех, кто делает первые шаги в творчестве, – это завет моего литературного учителя Михаила Ивановича Чистякова. Всегда помните, что вы тоже когда-то начинали, – так говорил он нам, школьникам и студентам, в литературном клубе «Костёр» при доме пионеров в Усть-Каменогорске.

Мы старались. И не я один, работая в областной газете «Рудный Алтай», на общественных началах писал рецензии и занимался построчным разбором.
Правда, порой доходило до смешного.

Однажды под вечер пришел немолодой водитель, чьи заметки я готовил в печать. Пришел с зарифмованными строчками. Вот, говорит, мои первые стихи. Я их показывал жене и теще. Ну и другу одному. Они все сказали, что это надо в газету.– Сергей, подделайте немножко. И пусть народ читает!

– А может, не расширять аудиторию? – спросил я, посмотрев первую страницу.

– В смысле – хватит жены, тещи и друга? – нахмурился он. – Тогда объясните мне, что не так.

Я объяснял долго и доброжелательно, стараясь не задеть его самолюбия, не обидеть.Мне казалось, товарищ понимает.

И вдруг

:– Сергей, да бросьте вы этот разбор. Я же сейчас начинающий, вы должны мне помочь. Сами исправьте, что не нравится, ну и в газету! – без тени сомнения предложил он.

– Этим у нас занимается отдел культуры. Я работаю в отделе промышленности и транспорта.

– А кто там? – вскочил он.

– Николай Евдокимович Наволокин.

Провожаю товарища до двери кабинета, где скучает Евдокимыч. Сам иду в машинописное бюро: забрать отпечатанный материал.

Выхожу из машбюро, а наш внештатный корреспондент, как ошпаренный, вылетает из отдела культуры. И пулей несется к выходу из редакции с обиженным бормотанием.

Окликаю. Неохотно останавливается.

– Почему так быстро?

– Да ну его…

– А что он сказал?

– Да ну его…

– Но все-таки.– Он сказал, что это не стихи! Вот вы-то, Сергей, по-человечески. С пониманием, что я начинающий. А он сразу! Как серпом по одному месту!

Я БЫЛА, А ВАС НЕ БЫЛО!

Глядя в ее прекрасные глаза, осторожно интересуюсь: «А как вы относитесь к критике?»

В глазах сразу же сабельный блеск. И в голосе сталь:

– А вы?

Ну ладно, по порядку.

Дело было в первом десятилетии века на выставке-ярмарке «Книги России».

К тому времени я уже пару раз вошел в число самых издаваемых детских писателей – по версии Российской книжной палаты – и принял участие в создании «Самой большой в мире книги для малышей». Стал узнаваемым благодаря телевидению и фейсу на последних страницах обложек.

А тут с утра на выставке почти никого, зато к стенду нашего издательства белым лебедем плывет красавица ни в сказке сказать… Ну а я чем не лебедь… Встал, шагнул навстречу.

Узнала. Обрадовалась. Однако начала с упрека:

– Я вчера была, а вас не было! Хорошо хоть, сегодня тут. Вы должны…

Мои книги ее мало интересовали.

Это нормально, когда есть свои.

Своя у нее была первая, выпущенная при содействии не скажу какого фонда.

Мне девушка жестко и безоговорочно обозначила программу-минимум и программу-максимум.

Минимум – сделать отзыв на ее дебют.

Максимум – написать предисловие к новому изданию.

«Вы должны…»

И как-то сразу повеяло эпизодом из киносказки Александра Роу «Морозко».

Явлением падчерицы в лес.

Открываю. Читаю. Понимаю.

Понимаю, что она не просто красавица, а суперкрасавица, если на беспомощные и натужные строки выделены немалые деньги.

Вот тут-то и спрашиваю про ее отношение к критике.

Дабы не обидеть ненароком.

И слышу за встречным «А вы?» детсадовское: «Нет, ты первый скажи!»

А что я? Давно научился хладнокровно убеждаться в справедливости высказывания Андре Моруа: «Если вам постоянно будет сопутствовать удача, то, сколь бы заслуженной она ни была, у вас появятся враги. Это закон природы. Почему? Потому что найдутся люди, которых вы будете раздражать самим фактом своего существования».

Но я не стал о грустном. Сказал, что конструктивная критика – это хорошо, ибо она помогает расти, двигаться дальше, выходить на новые уровни творческого развития… Усмехнулся и подытожил народной мудростью: на то и щука, чтобы карась не дремал… И снова спрашиваю: а как она относится к критике?

– Честно?–

Ну да, мы же взрослые люди.

– Если честно… Если честно…

Тут я слегка попятился, а она сурово произнесла:

– ПОУБИВАЛА БЫ!

…Как вы уже догадались, я не стал выполнять ее программы.

В тот день выяснилось, что был я далеко не первый, к кому она подплыла на книжной выставке с заявлением: «Вы должны…»

И кто-то сделал построчный разбор ее творений.

Сергей ЕРЕМЕЕВ, писатель, лауреат литературных премий.

В 2019 году Марина и Сергей Еремеевы стали лауреатами премии «Приз зрительских симпатий» конкурса «МОСКОВСКОЙ ПРАВДЫ» на лучшую новую песню о Москве за песню «Моя любимая Москва» в исполнении Большого детского хора им. В. С. Попова.

«Московская правда», 3 марта 2020 года

http://mospravda.ru/2020/03/03/144342/

Комментарии (2)
Олег Пуляев #    3 марта 2020 в 22:35
Творческих успехов, здоровья и всего хорошего.
Сергей Еремеев #    4 марта 2020 в 09:42
Спасибо, Олег Феофанович. Взаимно!
...Читал Вашу "Тонкую рябину".
Достойная работа, впечатляет...