Как связаны гениальность и расстройства психики

Как связаны гениальность и расстройства психики

Сальвадор Дали однажды заметил, что единственное, что отличает его от сумасшедшего, — это то, что он не сумасшедший. Рождает ли безумство гениальность или, напротив, все талантливые люди становятся сумасшедшими?

Начало дискуссии

Точкой отсчета обсуждения вопроса о совместимости гениальности и безумства можно считать работу французского психиатра Жака Жозефа Моро де Тура, опубликованную в середине XIX века. Труд об «измененных состояниях», которые, по мнению автора, могут влиять на интеллектуальные способности, вызвал бурю критики в научном сообществе. В частности, с категоричным отрицанием гипотез француза выступил физиолог Мари-Жан-Пьер Флуранс, убежденный в том, что гениальность не может являться результатом психической патологии.

Теория Ломброзо

Одной из самых значительных и одновременно скандальных стала книга «Гений и помешательство» итальянского невропатолога Чезаре Ломброзо, изданная в 1863 году. В ней исследователь не только анализирует поведение и деятельность великих людей, страдающих неврозами, но и приводит изрядное количество примеров, иллюстрирующих, как душевнобольные люди открывали в себе удивительные способности, о которых никогда не подозревали.

Чезаре Ломброзо видел «полнейшее сходство» между сумасшедшим, бьющимся в припадке, и творящим гением. Для доказательства своей теории Ломброзо собрал большое количество фактов, описывающих мимические особенности, черты характера, примеры нетипичного поведения и аномального строения черепа. Ученый обнаружил и еще одно сходство: и гении, и сумасшедшие на протяжении всей жизни «остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества».

Созидательный хаос

Современники Ломброзо восприняли его теорию неоднозначно, ведь автор посягнул на традиционные представления о сущности таланта. А в 90-х годах прошлого столетия с жесткой критикой теории Ломброзо выступил отечественный исследователь Николай Гончаренко. В первую очередь, он упрекал итальянца в тенденциозной трактовке жизни великих гениев. «Да, — писал Гончаренко, — многие великие люди были одержимы до фанатизма. Были случаи, когда они сходили с ума, но на этом основании нельзя делать вывод о том, что от гениальности до безумия — один шаг». Гончаренко считал, что гениям свойственно «здоровое безумие», а хаос, который они вносят в привычное течение мысли, — «хаос созидательный». Автор объяснял стереотипное восприятие гениев как безумцев тем, что их ненормальность становится «достоянием общественности», в то время как обычные люди сходят с ума незаметно для большинства.

Свое видение предлагает и современный психолог Арне Дитрих из Американского университета в Бейруте. Он подчеркивает, что связь между гениальностью и безумием вовсе не так очевидна, ведь многие творческие личности не являются психически больными, а сумасшедшие далеко не все гении.

Высокий IQ увеличивает шансы

Высокий уровень интеллекта способен привести к биполярному аффективному расстройству. К такому выводу пришли американские исследователи из медицинского университета имени Джонса Хопкинса во главе с клиническим психологом Кэем Редфилмом Джемисоном. В масштабном эксперименте, который длился 10 лет, приняли участие 700 тысяч (!) подростков в возрасте 16 лет.

На первом этапе ученые в ходе обычного тестирования определяли у испытуемых уровень интеллекта, на втором — устанавливали, у кого из участников эксперимента спустя годы развилось психическое заболевание. Результаты работы, опубликованные в 2010 году, повергли общественность в шок: подростки, отличающиеся высоким уровнем IQ, имели в четыре раза больше шансов стать жертвой биполярного аффективного расстройства, которое характеризуется резкими перепадами настроения: от беспричинного счастья до черной депрессии.

О креативности

Нейробиолог из Калифорнийского университета в Ирвайне Джеймс Фаллон нашел ответ на другой вопрос: может ли биполярное расстройство провоцировать креативное мышление, и если «да», то каким образом? По мнению ученого, креативные идеи зачастую возникают у людей, страдающих биполярным расстройством, при выходе из глубокой депрессии. Улучшение настроения приводит к переключению активности мозга: она затухает во фронтальных долях и перемещается в верхние доли. Тот же самый процесс, считает Фаллон, наблюдается и в моменты креативности.

Бредовых мыслей не бывает

Всемирно известный профессор психологии из университета Южной Калифорнии Элин Сакс убеждена, что страдающие психозом пациенты не способны отсеивать бредовые мысли, подобно тому, как это делают здоровые люди. Зато у них есть уникальная способность одновременно аккумулировать противоречивые идеи и замечать детали, которые мозг здорового человека сочтет неважными и недостойными занимать место в сознании. Конечно, замечает эксперт, избыточность бредовых мыслей в сознании делает его деструктивным, но вместе с тем и весьма креативным.

Например, страдающие биполярным аффективным расстройством пациенты во время стандартного теста придумывают к слову, в среднем, втрое больше ассоциаций. Мозг психически нездорового человека рождает множество идей, которые не подавляются сознанием и могут оказаться чрезвычайно ценными. Вместе с тем ученые отмечают, что переполнение креативной энергией невозможно на этапах жестокой депрессии или шизофрении, которые не только болезненно мучительны, но еще и угрожают жизни человека.

Мы все гениальны

В цикле статей «Клинический архив гениальности и одаренности» доктор медицины Григорий Сегалин выдвинул в 30-е годы прошлого века ряд интересных гипотез. На основе анализа фактического материала, в том числе изучения биографий и историй болезни гениев, а также их родственников, он установил, что у всех без исключения одна линия предков представлена гениями, а другая — душевнобольными.

Ученый также считал, что одаренность гениев проявляется только благодаря их душевным болезням, передающимся по наследству. Он был уверен, что у любой выдающейся личности прослеживаются отклонения от нормы, при этом, чем гениальнее человек, тем в большей степени он неадекватен. Вывод Сегалина парадоксален: каждый человек потенциально гениален, но будучи здоровым, он не в состоянии реализовать свой потенциал.

Вскоре после публикации «Клинический архив» был запрещен, а на гипотезах Сегалина можно было бы поставить крест, если бы не так давно профессор и заведующий кабинетом психодиагностики госпиталя Бурденко Анатолий Карташов не продолжил изучение вопроса. В ходе исследований он обнаружил, что организм людей с поврежденной 11 хромосомой, которая отвечает за психическое состояние человека, работает в интенсивном режиме, усиливая, в том числе, и интеллектуальные способности. Комментируя свои исследования, Карташов замечает, что научившись лечить психические болезни, человечество навсегда избавится и от гениальности.

Далее: https://news.rambler.ru/psychology/38194157/?utm_...

Оцените новость

+2

Оценили

Галина Червова+1
Людмила Косарева+1
Раз мы здесь на сайте и что-то всё время пишем - значит мы все немного чокнутые (пусть хоть и не гениальные). Но поскольку я не стала вступать в спор о блогах, наверное понятно почему, а потому воспользовавшись подходящим случаем хочу ответить Владимиру Конькову на его слова:"Лично я пишу для баловства, потому что понимаю, что заниматься стихами в 70 лет несерьёзно. Денег на них не заработаешь. Убить лишнее время? Его не так и много. " - значит Вы не чокнутый, в отличии от нас.. Дело в том, что мы (по крайне мере многие) пишем не ради баловства или для получения славы и денег, а просто не можем не писать, не глядя на возраст. Это потребность нашего организма. Что-то происходит в мире, в личной жизни, в жизни наших близких и друзей и это трогает наши души и появляется потребность выплеснуть свои эмоции на бумагу, поделиться с кем-нибудь этими эмоциями, и потом всё это оставить своим потомкам. Я, например, издаю книжули за свой счёт и раздариваю их , к тому же мои родные иногда и сами просят что-нибудь написать конкретно для них. Значит это им надо.. Попробую ответить своими стихами: Зачем? Я голосу Руси внимаю: Меня опередила Русь, Но, думаю, Родному краю И я На что-то пригожусь. Александр Гатов. Есенин Бог дал безвестности карету. Я в ней к вершинам духа рвусь. Шутя, непризнанным поэтом В кругу своих друзей зовусь. В ответ насмешливому другу Мой страстный вздох: «Зачем стихи?» Зачем же оглушив округу Поют по Утру петухи? Льет дождь зачем? И солнце светит? Цветут альпийские луга? Зачем кого-то гонит ветер Искать чужие берега? Зачем чудак, хребет ломая, Взвалив на плечи тяжкий крест, С судьбой играя, жизнь сжигает, Свой покоряя Эверест? Ничто нас не спасёт от Смерти, Да, жизнь безумно коротка. Зачем подлец в герои метит, Герой признанья ждёт века? Вопросов тьма на этом свете, И пусть ответов не найдем, Но мы всегда в одной карете: «мой Эверест» и я, вдвоем. А сумасшествие всё-таки (на мой взгляд) никак не связано с гениальностью. Бывают сходят с ума и гениальные и не гениальные.
Спасибо за комментарий, Алевтина!!! smile
хотелось бы, чтобы прочитал этот стих Владимир Коньков, поскольку он не видел этого стиха раньше, выставленного здесь в предисловие к книге "что наша жизнь!?" А то получается. что его мнение единственно верное и не подлежащее сомнению, т.е. истина в последней инстанции.. А в Ваших блогах и в блогах Ольги я нахожу порой любопытные вещи.
Спасибо, Алевтина!!! smile Будем ждать Владимира Конькова! smile
06:05
Уважаемая Алевтина! Согласен с Вами, что кто-то не может не писать. Что волнительное отношение к действительности, к окружающим, к родственникам заставляют его это делать. Я знавал таких, которые и без рыбалки не могут и уходят от семьи на рыбалку понедельно. Для них, видать она главнее нежностей любви. Я не думаю, что я исключение только за то, что для меня общение с любимым человеком - наиглавнейший фактор моей деятельности. Мне с ним не скучно, я могу читать ему наизусть таких классиков и современников, до которых нам никогда в свои 70 не допрыгнуть. Хорошо, если половина - не грешит поэзией. Тогда она будет тратить драгоценное время, отпущенное для любви на написание графоманщины. Будет часами торчать в инете в переписке в виртуальностью. Однако думаю, что это всё же болезнь века. И если поэзия - это не работа с зарплатой, то пусть лучше это будет баловство. С наилучшими пожеланиями! Я не хочу любовь себе иную, Я ту, что есть печально берегу… Да, дорогая, я тебя ревную И ничего поделать не могу! Ревную к новым городам и странам Из монитора в сумрачной тиши, Когда смотрю, как сладостным дурманом Влекут тебя Инета миражи! Когда порой в словесном ширпотребе Ты с прошлым вновь общаешься в стихах… И жаль мне, что журавль бумажный в небе Милей синицы, что в твоих руках. * * * Прощай, любовь моя, прощай! И, коль, такая ты по сути, Включай свой бешеный компьютер, Спеши в свой интернетный рай! В нём для души запрета нет Там нежность сквозь любую дальность Зачем тебе моя реальность Когда для связей интернет ! Прощай, стихи писать спеши, Всем душу отдавая смело, А мне, оставив только тело, Но что мне тело без души!
Владимир, очень понравились ваши стихи - трогательные и... понятные.
Владимир! Не знаю, но мне этого не понять. Я не думаю, что жена настолько увлечена комком, что забывает и о семейных обязанностях Но при этом мы все свободные люди, даже если семейные. у нас могут быть у каждого свои интересы. Что же получается, слушай меня и делай как я. Надо же как-то уметь понять друг друга.
Загрузка...