Мертвые сраму живых не имут?
«Слава, Слава, Слава героям!!!
Впрочем,
им
довольно воздали дани.
Теперь поговорим о дряни».
В. Маяковский, «О дряни».
Начнем с жесткой конкретики. В великий день 9 мая, у центрального входа на Братское воинское кладбище в городе Лодейное Поле, примерно около 16 часов, некий молодой человек стоял и справлял малую нужду. Он делал это открыто, не таясь и не опасаясь быть пойманным. Так сказать, совершал обычный физиологический акт, и акт этот не был продиктован никакими форс-мажорными обстоятельствами – ни испугом, ни болью, ни тяжелым хроническим заболеванием. Просто так вздумалось. Находившиеся рядом два товарища весело переговаривались на каком-то южном наречии. Отметая лишние домыслы, сразу оговорюсь: национальный признак к поднимаемой нами теме отношения не имеет. Законодателями моды на своем берегу являются жители города.
Так вот, в то время, когда южный гость, стоя спиной к Вечному огню, «салютовал» в сторону расположенной неподалеку церкви, мемориал отнюдь не был пуст. Там было людно. Многие из сидевших на скамейках людей что-то пили из бутылок и громко смеялись. По трибуне и по гранитным плитам, которыми вымощена площадь мемориала, весело щебеча, разъезжала стайка детей на велосипедах. Не удивительно, что хулигана никто не одернул.
Что случилось с людским сознанием? Почему место, на котором раньше разговаривали шепотом, в последние годы превратилось чуть ли не в игровую площадку? Почему сюда, как в бар, приходят пить пиво? Почему порой по утрам здесь урны переполнены стеклотарой, и мусор валяется прямо под ногами?
В течение прошедшего со дня праздника Победы времени мы пытались в этом разобраться.
Мы провели интернет-опрос. Поинтересовались у местных жителей, как они оценивают обстановку на городском мемориале, и надо ли ее улучшить. Предложили три варианта ответа:
1. Да, надо. Это священное место нашего города, на нем похоронено более 1600 защитников. На кладбище неуместны шумные компании, распитие спиртных напитков, езда на велосипедах. Вблизи кладбища и на нем самом должна соблюдаться санитария.
2. Нет, все нормально. На мемориале много цветов и венков, дворник убирает его, и этого достаточно. А люди отдыхают там, где хотят.
3. Затрудняюсь с ответом.
Участие в анонимном голосовании приняли 94 человека. С точки зрения социологии, количество респондентов более чем достаточное для получения среза общественного мнения в таком населенном пункте, как Лодейное Поле с численностью населения 20 000 человек.
И вот результаты. Первый вариант ответа поддержало 77 человек (81,91%), второй – 13 (13, 83%), третий – 4 (4,26%).
То есть, подавляющее большинство местных жителей считают сложившееся положение вещей ненормальным. А вот остальная часть не видит в нем ничего зазорного. И в этом содержится еще один ответ – на вопрос, что же произошло с нашим общественным сознанием. А с ним, увы, произошла метаморфоза – когда примерно у каждого шестого из нас такие чувства, как уважение праха мертвых, трепет перед героикой подвига – в приложении к конкретному адресу оказались попросту не приоритетны. Людям достаточно формального соблюдения приличий, а также того обстоятельства, что мемориал прибирается в служебном порядке. Они не прочь пользоваться им как площадкой для отдыха.
Таким образом, вместе с числом затруднившихся при ответе, сторонники «вольного стиля» составили примерно 1/5 часть опрошенных. Это немало.
Думается, если бы подобный опрос проводился в 1945-1950 годах, альтернативы первому варианту ответа вообще не было бы.