Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

В Стерлитамаке открылась выставка произведений самарского скульптора

16 сентября 2015
Раздел: Новости
Просмотров: 970
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Поделиться:
В Стерлитамаке открылась выставка произведений самарского скульптора
16 сентября 2015
Раздел: Новости
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 970
Поделиться:

 В минувший четверг в городской картинной галерее произошло уникальное событие – здесь открылась выставка произведений самарского скульптора, заслуженного художника РФ, действительного члена Петровской Академии наук и искусств, лауреата премии ФСБ РФ в области культуры и искусства 2013 года Ивана Мельникова.

Выставка станковой скульптуры – событие для Стерлитамака чрезвычайно редкое, а потому вызывающее повышенный интерес любителей изобразительного искусства. Тем более, что И.И.Мельников, организатор симпозиума скульпторов, недавно прошедшего в нашем городе, уже внёс заметную лепту в преображение Стерлитамака. Это он участвовал в отборе проектов, снабжал участников инструментом, помог вдохнуть жизнь в идею размещения скульптурных изображений в городском пространстве.

Теперь у горожан появилась счастливая возможность познакомиться с работами самого мастера, который привёз в Стерлитамак 40 скульптурных произведений из бронзы и дерева. Перед открытием выставки, которая продлится до 18 октября, скульптор согласился ответить на несколько наших вопросов.

— Иван Иванович, вы – автор более тридцати памятников. Чем продиктовано ваше обращение к монументальному творчеству?
— Монументальная скульптура – это прежде всего абрис, пространство, историческая составляющая и привязка к окружающей архитектуре. Но я люблю и парковую скульптуру, более камерную, тяготеющую к декоративности форм. Причём у меня есть вещи как реалистические, так и символические, образные, абстрактные, философские – «Музыка любви», «Волна», «Воспетая земля».
Памятники моей работы установлены в Мурманске, на Чукотке, в Самаре и Самарской области, на Украине. Есть памятники в Дамаске, в Сирии. Принимаю участие в конкурсах, выигрываю. Так появились монументальные вещи: «Пограничникам Арктики», «Нефтяникам», «Семья», памятник жертвам политических репрессий на месте, где было расстреляно более пяти тысяч человек.

— И в Сирии, и на украинской земле сейчас ведутся активные боевые действия. Вашим скульптурам там ничего не угрожает?
— Насколько мне известно, нет. Та часть Дамаска, где установлены мои работы, невредима. Да и в Николаевской области, где есть мои скульптуры, пока, слава Богу, спокойно. Я родился в городе Марганце Днепропетровской области, и всё, что происходит сегодня на территории Украины, меня очень беспокоит и огорчает. Война – это всегда разрушение. А художник заточен на созидание.

— Ваши произведения хранятся и выставляются в 12 музеях России. А где именно? И как они туда попали?
— Здесь всё тоже достаточно просто: готовлю скульптуры для различных выставок, и случается, что прямо с выставки их приобретает тот или иной музей. В Третьяковке хранятся четыре моих работы, в Константиновском дворце Эрмитажа – пять Чебоксары, Чукотка, Самара, Ульяновск, Саранск тоже приобрели для своих музеев мои скульптуры. Я с удовольствием работаю в разных жанрах: пластическом, монументальном, парковом, станковом.

— Как выбор материала влияет на идею, которую вы собираетесь воплотить в своей работе?
— Ну, в основе идеи всегда лежит материал. Камень для меня – это более обобщённая форма. Бронза располагает к свободе, позволяет художнику быть более динамичным, экспрессивным, я бы сказал, даже слегка развязным. А дерево даёт возможность экспериментировать, реализовать самые фантастические идеи. Камень и дерево – материалы, которые нужно чувствовать.

— Ваша выставка носит название «Диалог». Это наверняка не случайно…
— Мой «Диалог» – приглашение к разговору об искусстве, о вечных ценностях, о жизни, страдании, любви… Через форму, через материал художник стремится передать зрителям своё видение мира, своё ощущение правды, истины, красоты. На выставке представлены работы разных лет – от начала 90-х до 2014 года. В каком-то смысле «Диалог» можно назвать ретроспективной выставкой. И, конечно, всякий раз, выбирая пластические формы, я предоставляю зрителю возможность додумать, докрутить, дофантазировать то, что я изобразил в дереве или бронзе. Таковы, как мне кажется, серии «Театр», «Любовь».

 — Скульптуры «Первый поцелуй», «Страсть», «Слияние», «Падение», «Отчаяние», «Взлёт», «Ромео и Джульетта» – это настоящий гимн любви, возвышенная ода женщине. В вашем творчестве женщине отводится особая роль?
— Женщина – это образ, который направляет и вдохновляет художника. И образ этот не столько физический, плотский, сколько магический, даже космический. Женское начало самой жизни, женская природа творчества для меня очевидны. Поэтому в экспозиции, представленной здесь, так много женских образов.

— Но и вполне реальных персонажей на выставке хватает. Бронзовая фигура М.Ю.Лермонтова, эскиз памятника А.В.Ширяевцу, скульптурная группа с изображением семьи Аксёновых, скульптура И.И.Шишкина…
— Да, мне как художнику приходится прикасаться к разным эпохам. Чтобы достичь достоверности, я часто обращаюсь к архивам, старым книгам и рукописям. По большому счёту, всякий художник – это ещё и историк, и краевед.

— Я знаю, что вы вместе со своим другом, графиком и дизайнером Олегом Михайловичем Рамодиным издаёте книги об ушедших из жизни самарских художниках, оставивших заметный след в искусстве.
— Да, эта серия называется «Прекрасного след», и в её издательстве также участвует Министерство культуры Самарской области. Это дань уважения нашим коллегам, которых больше нет с нами. Мы уже выпустили книги о художниках Филатове, Шейне, Карпунове, Анисимове. Сейчас завершаем работу над книгой о замечательной художнице Ксении Говорых.

— В ваших работах «Вселенная», «Дерево жизни», «Покрова», «Спираль времени» чувствуется присутствие божественных сфер. Поиск религиозно-философских смыслов является непременным условием акта творчества?
— Художник не может не соотносить себя с настоящим, будущим человечества, с философией пространства и времени. Он не может не думать о вечном, не размышлять над загадками бытия. Поэтому в моём творчестве присутствуют и религиозные мотивы. Так, среди моих монументальных работ есть памятники святым и подвижникам, например, Сергию Радонежскому.

— Уже пятый год вы возглавляете Самарское региональное отделение ВТОО «Союз художников России». Как вам удаётся совмещать творчество и общественную деятельность? И пробовали ли вы свои силы в педагогике?
— Я ещё и председатель научного совета Петровской Академии по изобразительному искусству. Конечно, общественная работа занимает много времени, но ведь кто-то должен организовать симпозиумы, пленэры для художников, семинары для искусствоведов. Нужно работать с детьми, заниматься поддержкой молодых талантов. Воспитание искусством – это одна из важнейших миссий художника в современном мире.

Что касается преподавательской стези, то с ней у меня как-то не заладилось. Два месяца я проработал в качестве педагога, но потом решил вернуться к творчеству. Убеждён, что преподавание требует от человека стопроцентной самоотдачи, а я ещё не сказал в искусстве всего того, что хотел бы сказать.

 

Комментарии (1)
Ольга Михайлова #    16 сентября 2015 в 16:45
Спасибо, Константин, за информацию.

В сентябре 2014 года в журнале "Самарские судьбы" была статья о Иване Мельникове:

Гармония формы. Иван Мельников — Самарские судьбы
samsud.ru›Журнал›Герои нашего времени›ivan-melnikov.html